Нормативно-подушевое финансирование делает систему образования работоспособной и прозрачной

27 августа 2018

«С одной стороны, мы видим консолидацию усилий государства в области формирования понятных и прозрачных механизмов регулирования системы высшего образования. С другой стороны, трансформация экономических и финансовых механизмов – это необходимость сегодняшнего дня», - сказала эксперт Аналитического центра Инна Каракчиева, открывая круглый стол «Повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности вузов в условиях нормативно-подушевого финансирования высшего образования».

По словам Инны Каракчиевой, регуляторы, которые были до этого времени в системе высшего образования, сформировались давно, и уже не соответствуют тем ключевым изменениям, которые произошли в экономике и политике страны, поэтому требуют изменений и преобразований.

Заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Сергей Кузьмин отметил, что никаких дополнительных новаций и революционных изменений в этой области не произойдет. «При этом в ближайшие три года мы планируем окончательно перевести всю систему на нормативно-подушевое финансирование, в том числе с возможностью отказа от коэффициентов выравнивания, которые сейчас применяются для адаптации и постепенного перевода системы к методике единых стандартов», - сказал замминистра.

В целом нормативы меняются не существенно, и большая их часть растет, считает заместитель директора Департамента Минобрнауки России Андрей Омельчук. Лишь небольшая группа уменьшается, но это минимальное снижение базовых норматив, уточнил он. «Все остальные корректирующие коэффициенты, которые мы применяем, позволяют перевести нормативы к тому соотношению, которое на наш взгляд, разрешает качественно осуществлять образовательную деятельность и финансировать все возникающие расходы», - рассказал специалист.

«Кроме механизмов контроля мы должны предложить новые инструменты управления и организации не только финансовой, но и образовательной деятельности. Одним из таких инструментов является механизм академической мобильности», - сообщил директор Департамента экономической политики Минобрауки России Андрей Зарубин. Специалист привел пример обмена модулями для механизма академической мобильности, где существует классический, технический и отраслевой ВУЗы. При этом каждое учреждение имеет более сильные направления в чем-то своем: философии, физике, специальных дисциплинах. «Если образовательная программа объединяется, то студент получает лучшее, что есть в этих университетах. И каждый раз, когда он проходит часть образовательной программы не в том ВУЗе, в который поступил, деньги следуют за студентом», - пояснил Зарубин.

«В направлении академической мобильности есть еще одна важная составляющая. Выпускающий ВУЗ должен разрешать студентам учиться в Сибири и на Дальнем Востоке. При этом региональным органам власти необходимо создать жилищные условия, предоставить практику и в последующем работу. Все это направлено на миграцию студентов, их переезд из Москвы в регионы Сибири и Дальнего Востока», - считает эксперт.

По мнению участников круглого стола, нормативно-подушевое финансирование дает возможность справедливого распределения средств в ВУЗовской среде. Это делает систему работоспособной и прозрачной для внешних контрагентов.

Читайте также:

01.08.2018 - Необходимо разработать механизмы стимулирования для развития частного образования

29.05.2018 - Образовательная инфраструктура вносит большой вклад в повышение эффективности преподавания