Необходимо разработать механизмы стимулирования для развития частного образования

1 августа 2018

Аналитический центр выпустил очередной бюллетень о сфере образования, который продолжает тему частного образования. На повестке дня — вопрос развития негосударственного общего образования в России.

Комфортность условий, индивидуальный подход, возможность углубленного изучения ряда дисциплин, небольшая наполняемость классов, разнообразие и гибкость образовательных программ, ориентированных на запрос, — это и многое другое является привлекательными атрибутами частного общего образования. Возникает правомерный вопрос: почему этот сектор так слабо развивается в нашей стране? Авторы бюллетеня постарались ответить на этот вопрос.

Общеобразовательные организации предоставляют всем гражданам России возможность реализовать гарантированное право на получение бесплатного общего образования. С одной стороны — это бесспорное достижение, а с другой — специфика, определяющая отношение к частному сектору общего образования.

Спрос на услуги в сфере общего образования традиционно для нашей страны ориентирован на бесплатность, отмечают эксперты. Не вселяет надежды и распространенное представление о том, что «частное общее образование — для избранных». Общественные организации, профессионально-экспертные сообщества, население пока расходятся в оценках значимости, необходимости и важности его развития. А если учесть еще и практическое отсутствие государственной поддержки частного общего образования при наблюдаемой склонности населения ограничивать расходы на эти цели (в пределах от 10 до 50 тыс. рублей в год), то не стоит ожидать бурного развития данного сектора в ближайшее время.

Авторы бюллетеня перечисляют основные барьеры, тормозящие развитие сектора частного образования. Это отсутствие стимулирования по отношению к развитию частного общего образования, консервативность управления, разнонаправленность действующих механизмов развития негосударственного сектора, разрывы в предпринимаемых управленческих решениях между дошкольным и школьным образованием и низкая инвестиционная привлекательность образовательной сферы.

Несмотря на разговоры о бурном развитии рынка образовательных услуг в стране и удвоении за последнее пять лет объема платных услуг в этой сфере, наблюдается стагнация темпов прироста самих платных образовательных услуг системы общего образования, снижается и удельный вес личных расходов на образование. Индекс потребительских цен за последние двенадцать лет снизился на 23% по системе дошкольного образования и на 10,2% — среднего общего образования. Все это скорее свидетельствует о наметившейся негативной тенденции — склонности населения экономить на образовании.

Ситуация, сложившаяся к настоящему моменту в сфере частного общего образования, свидетельствует о том, что при наличии государственного заказа на развитие индивидуальных способностей и расширение человеческого потенциала ожидаемого роста удельного веса услуг частного общего образования пока не произошло. Территориальная неравномерность, высокая чувствительность населения к ценовой политике и особенностям образовательного процесса, индивидуальность и нестандартность оказываемых услуг, неопределенность результата при оказании услуг — все эти факторы требуют особого внимания с точки зрения регулирования системы частного общего образования.

Также в бюллетене авторы предлагают перечень основных мероприятий, профессиональных праздников и памятных дат в июле — сентябре 2018 года.

Подробнее – в бюллетене «Развитие негосударственного общего образования в России».

С другими бюллетенями о сфере образования можно ознакомиться в разделе «Публикации».