В России развитию субконтрактации мешает несогласованность мер по поддержке

25 июля 2018

Выделяют две основные модели субконтрактации: японскую, ориентированную на выстраивание долгосрочных отношений, и американскую, которой свойственен краткосрочный характер отношений в рамках одного заказа, отмечают эксперты Аналитического центра в новом выпуске бюллетеня о развитии конкуренции «Субконтрактация как механизм развития малого бизнеса».

По словам специалистов, в соответствии с данными моделями различаются и подходы к государственной политике в данной сфере. Если в Японии меры по развитию субконтрактации выделяются в качестве одного из направлений государственной политики, то в государственной политике США субконтрактация выступает только в качестве механизма для обеспечения доступа субъектов малого предпринимательства к госзакупкам.

На основе анализа зарубежного опыта аналитики выделили основные барьеры для развития субконтрактации: слабая переговорная позиция малых субконтракторов в отношениях с крупными компаниями, сложность поиска контрагентов и налаживания таких отношений.

Эксперты считают, что в России одним из барьеров является несогласованность мер по поддержке субконтрактации. «Минпромторгом, Минэкономразвития и корпорацией МСП разрабатывается и реализуется ряд мер, способствующих развитию данной сферы. Ряд инициатив реализуется региональными организациями. С недавнего времени наблюдается определенная кооперация в этом направлении, однако в соответствии с заявлениями экспертов необходим централизованный подход к поддержке субконтрактации», - пишут специалисты.

Также авторы доклада отмечают, что действующие в России требования по проведению госкомпаниями закупок у субъектов МСП могут препятствовать налаживанию долгосрочных связей в рамках механизма субконтрактации. Долгосрочное сотрудничество между крупной госкомпанией и субконтрактором может трактоваться как нарушение принципа обеспечения конкуренции при проведении закупок. Таким образом, для развития механизма целесообразно рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство о закупках госкомпаний с целью предоставления им возможности налаживания долгосрочных субконтрактных отношений, полагают эксперты.

Одной из ключевых проблем расширения практики долгосрочных субконтрактных отношений является высокая зависимость контрактора от поставок единственного субконтрактора, которая может вести к риску остановки производственного процесса или потери основного канала сбыта, отмечают специалисты. По их мнению, для решения данной проблемы рекомендуется создание системы риск-менеджмента контракторами и субконтракторами, имеющими долгосрочные субконтрактные отношения. В Японии, где практика долгосрочных субконтрактных отношений наиболее развита, реализуются различные меры поддержки для компаний-субконтракторов, потерявших основной канал сбыта, поясняют аналитики.

Реализация мер по развитию субконтрактации потребует создания системы мониторинга данной сферы, который в зарубежной практике преимущественно осуществляется в рамках проведения опросов, уверены специалисты. «Так, на регулярной основе для оценки объемов субконтрактации в Японии проводятся опросы МСП и крупного бизнеса, которые в том числе позволяют выявить проблемы в сфере субконтрактации. Аналогичный механизм применялся при анализе данной сферы Европейской комиссией», - пишут авторы доклада на страницах исследования.

Подробнее – в бюллетене «Субконтрактация как механизм развития малого бизнеса».

С другими бюллетенями о развитии конкуренции можно ознакомиться в разделе «Публикации».