Корпоративные кредиты теряют альтернативу

31 мая 2018

Снижение инфляции сильно изменило приоритеты корпоративных заемщиков по отношению к долговым инструментам — теперь частные компании предпочитают банковские кредиты облигационным займам, пишут эксперты Аналитического центра в новом обзоре «Корпоративные облигации для частного бизнеса: есть ли перспективы роста?».

Улучшение макроэкономических условий, включая замедление инфляции, позволило корпоративному и банковскому сектору увеличить объемы привлечения заемных средств, но снижение ставок по банковским кредитам сделало невыгодным для частного бизнеса (за исключением крупнейших корпораций) размещение облигаций, констатирует обзор. Ставки банковских кредитов нефинансовым организациям снизились до 8,5–9%, а сами банки обладают большим запасом ликвидности, что «позволяет им проявлять больше гибкости в переговорах с потенциальными заемщиками». На рынке же корпоративных облигаций, где стоимость средств зависит от показателей компаний, она не претерпела значительных изменений (10,5–15%), отмечают эксперты, при этом неценовые преимущества (отсутствие необходимости в залоге, более широкий круг инвесторов-кредиторов и более длительный срок) отступают на второй план.

В итоге совокупный корпоративный кредитный портфель банковского сектора (без учета курсовой переоценки) за 2017 год вырос на 1,8%, до 30,2 трлн руб., рублевая его часть — на 3,8%, до 21,5 трлн руб. Объем рынка корпоративных облигаций также рос (по непогашенному номиналу на 16%, до 11 трлн руб.), но основной объем таких займов (92%) приходится на крупнейшие, преимущественно государственные, компании и банки. Доля же компаний второго и третьего эшелонов (частных нефинансовых организаций) составляла в 2017 году 8% и за десять лет снизилась вчетверо (34% в 2007 году), хотя в абсолютном выражении (и на фоне десятикратного роста объема рынка в целом) объем их облигационных займов вырос вдвое (с 442 млрд до 885 млрд руб.). В 2006 году 121 компания из второго и третьего эшелонов нефинансового сектора разместила 131 выпуск облигаций, в 2017-м всего 43 компании разместили 59 выпусков, объем размещений практически не изменился, несмотря на накопленную инфляцию. В результате второй и третий эшелоны нефинансового сектора в настоящее время представлены всего 130 компаниями.

Текст подготовлен на основе обзора и материала газеты Ъ.