Предприниматели вновь назвали конкуренцию на российских рынках умеренной

21 мая 2018

Эксперты Аналитического центра подвели итоги опроса 1323 представителей российского бизнеса, которые оценили общее состояние конкуренции и конкурентной среды на отечественных рынках. Результаты анализа представлены в докладе «Оценка состояния конкурентной среды в России».

22,5% респондентов отметили сокращение числа конкурентов, 32% считают конкуренцию полезной, 28% не отмечают положительного влияния конкуренции, 49% видят причину снижения числа конкурентов в антиконкурентных действия органов власти, 53% испытывает антиконкурентное давление, 57% назвали высокие налоги проблемой для развития, 40% считают, что органы власти только мешают бизнесу, 29% не планируют выходить на новые рынки.

Наиболее сильное влияние конкуренции испытывает бизнес в текстильной и пищевой промышленности, в сфере производства стройматериалов и сфере ИТ-технологий, наиболее слабое — в сфере производства неметаллических изделий и топливно-энергетическом комплексе, отмечают аналитики. Увереннее в отношении сбыта своей продукции стали чувствовать себя представители пищевой, текстильной, химической и металлургической промышленности, а также топливно-энергетического комплекса.  Антиконкурентное давление со стороны доминирующего участника рынка наиболее значимо для производителей электроэнергии, газа и воды (хотя бы время от времени его испытывают 75% представителей отрасли), производителей строительных материалов (64% в 2018 году против 50% в 2017 году), а также финансовых компании (63%), представителей сферы оптовой и розничной торговли (62%) и химической промышленности (60%).

Серьезной проблемой для развития бизнеса были признаны высокие налоги — это отметили 57% респондентов (53% в 2017 году). Также препятствиями для ведения предпринимательской деятельности являются барьеры доступа к финансовым ресурсам (49%) и нестабильность российского законодательства в отношении регулирования деятельности предприятий (44%), отмечается в докладе.

96% опрошенных представителей бизнеса в течение последних 3 лет использовали один способ повышения конкурентоспособности своей продукции, 77% — два способа. Представители всех видов экономической деятельности стремились повысить конкурентоспособность своей продукции. 62% компаний прибегали к сокращению затрат, а 44% занимались обучением персонала.

Подробнее о результатах опроса – в докладе «Оценка состояния конкурентной среды в России».

Доклады предыдущих лет доступны в разделе Публикации.

Контекст:

Российская газета - Не вижу конкурента