Необходимо формировать прорывные образовательные модели

24 апреля 2018

Аналитический центр выступил интеллектуальным партнером Московского международного салона образования 2018, в рамках которого организовал две дискуссионные площадки - «Свобода выбора в образовании» и «Технологический взрыв и образование». Дискуссии модерировала эксперт Аналитического центра Инна Каракчиева.

«В настоящее время вопрос свободы выбора в образовании является ключевым, поскольку связан не только с выбором человеком своего пути, но и с институтами управления, формирующими эти возможности, - заявила Каракчиева. - Образовательное право, экономика во многом формировались в условиях однополярности образовательного пространства. Пришло время выйти за рамки управления отдельными институтами, как бы они не были важны сами по себе».

По убеждению Каракчиевой, в условиях многополярности свобода выбора становится объективной необходимостью, без нее невозможно самоопределение и самореализация, поэтому ключевой ориентир для развития страны – расширение возможностей для всех и каждого, что способствует формированию сильной нации.

Переход от унифицированных форм к персонификации образования предопределен и внедрением в образовательный процесс интеллектуальных систем, связанных с цифровыми технологиями, считает эксперт. Наблюдается развитие открытого образования, где свобода выбора связана с возможностями не подстраиваться под существующую, а формировать свою систему с учетом личных особенностей. При этом остается нерешенным вопрос о компетентности выбора (умении его формировать), низком уровне доверия к институтам управления, гибкости системы управления и пр.

«Фиксируемые изменения требуют системного анализа образовательной политики и формирования сквозных систем управления», - завершила дискуссию Каракчиева.

Выступая на площадке «Технологический взрыв и образование», она отметила такие нововведения, как преобразование реальности, сращивание онлайн и офлайн образования, переплетение индивидуального и глобального. Переход на интеллектуально-цифровой тип цивилизации требует коренного изменения всех сторон жизни общества, включая образование, полагает эксперт.

По мнению Каракчиевой, ускоренные темпы формирования новых технологий, создание инновационных продуктов и сервисов, создание новых рынков ставит перед системой образования иные цели и задачи, определяя необходимость прорывных образовательных моделей.

В настоящее время образование нового типа только начинает формироваться, и это обстоятельство предопределяет необходимость институциональных реформ. Но незавершенность предыдущих процессов реформирования и неспособность эффективно реализовать на практике запланированные мероприятия привели к обострению кризисных явлений.

«В этих условиях можно констатировать тот факт, что технологический взрыв предопределяет планируемые изменения в образовательной сфере. Технологический крен в образовании несет не только блага, но и ряд рисков, включая риски социального плана», - резюмировала эксперт.

Фото: из открытых источников

Читайте также:

23.03.2018 - Эксперты обсудили развитие системы поддержки раннего детства

20.02.2018 - Качество образования напрямую связано с эффективностью управления

12.02.2018 - Пора строить систему образования для детей «поколения Z»