Эксперты обсудили развитие системы поддержки раннего детства

23 марта 2018

В рамках задач по повышению доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет Аналитический центр совместно с Всемирным банком провели экспертное совещание «Совершенствование системы раннего детства в России – особенности, проблемы и перспективы».

«Цель экспертного совещания – разработка общей стратегии и рекомендаций по дальнейшему развитию дошкольного образования, в том числе поддержки детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет», - сказала эксперт Аналитического центра Инна Каракчиева. В данном вопросе необходим системный подход, важно направлять усилия не только на строительство образовательных организаций, создание благоприятной среды, но и на совместную работу с детьми и родителями, считает аналитик.

В начале мероприятия эксперты обсудили международный опыт развития дошкольного образования и ухода за детьми раннего возраста. Директор и постоянный представитель Всемирного банка в России Андраш Хорваи отметил, что дети, посещающие детские дошкольный учреждения (ДДУ), в школе показывают лучшие результаты по сравнению с теми, кто не посещал ДДУ. По его словам, дошкольное образование – важный элемент системы обучения детей, на который нужно обращать большое внимание.

Старший советник департамента дошкольного образования и ухода за детьми Министерства образования и исследований Норвегии Тове Могстад Слинде считает, что ДДУ должны быть доступны и равны для всех детей. «Для этого в Норвегии был принят закон о равенстве финансирования частных и государственных садов. Сейчас государство выделяет 2% ВВП на детские сады. Также предоставляются льготы семьям с низкими доходами», - рассказала специалист.

В Норвегии был принят закон о равенстве финансирования частных и государственных садов. Сейчас государство выделяет 2% ВВП на детские сады

Тове Могстад Слинде, старший советник департамента дошкольного образования и ухода за детьми Министерства образования и исследований Норвегии

Система дошкольного образования в России развивается поступательными шагами, считает представитель Минобрнауки России Наталья Костюк. Положительная динамика федеральных и региональных мер привела к существенным изменениям. «В 72 субъектах доступность образования для детей от 3 до 7 лет обеспечена практически на 100%. Теперь этим регионам нужно следить за обновлением и содержанием образовательного процесса, так как оптимальные условия и нужное количество мест созданы, - рассказала эксперт. - Что касается охвата дошкольного образования детей данной возрастной группы, то он чуть ниже – 87%. Это достаточно высокий показатель, ведь у нас дошкольное образование является необязательным и реализуется по желанию родителей».

В 72 субъектах доступность образования для детей от 3 до 7 лет обеспечена практически на 100%. Теперь этим регионам нужно следить за обновлением и содержанием образовательного процесса, так как оптимальные условия и нужное количество мест созданы

Наталья Костюк, представитель Минобрнауки России

«Дети, посещающие детский сад в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, получают образование. Это очень важно, так как многие считают, что в этом возрасте осуществляется только присмотр и уход», - отметила директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» Татьяна Волосовец. По словам специалиста, необходимо фундаментально  проработать программное содержание образования детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет. Также важно развивать институт независимой оценки для нянь и утвердить профстандарт няни, считает эксперт. Сейчас документ находится на рассмотрении в Минтруде.

Участники дискуссии считают, что межведомственная координация всех федеральных органов исполнительной власти является условием успешного развития системы поддержки раннего детства. Эксперты видят необходимость в создании координационного органа в существующей структуре министерств, отвечающих за образование, здравоохранение и социальную защиту детей и их семей.

Программа

Список участников

Читайте также:

20.02.2018 - Качество образования напрямую связано с эффективностью управления

12.02.2018 - Пора строить систему образования для детей «поколения Z»