Россия меняет роль энергетики в развитии экономики

18 февраля 2014

Накануне в Аналитическом центре состоялось первое открытое обсуждение скорректированной Энергетической стратегии России на период до 2035 года. Открывая обсуждение, руководитель Аналитического центра Константин Носков сообщил: «Изменилась центральная идея видения энергетики в экономике страны – теперь это не локомотив развития, а стимулирующая инфраструктура, которая обеспечит создание условий для технологического роста».

Предыдущая версия Энергетической стратегии (ЭС-2030) была утверждена почти 5 лет назад, а в версии 2014 года проведено ее фундаментальное обновление. По словам  заместителя министра энергетики Алексея Текслера, задачи ЭС-2035 существенно расширены и уточнены по сравнению с ЭС-2030: добавлены положения о развитии внутренней энергетической инфраструктуры, о повышении доступности и качества энергетических товаров и услуг, о внедрении принципов устойчивого развития в государственное регулирование развития энергетики и в управление энергетическими компаниями. «Центральная идея нового документа – переход от ресурсно-сырьевого к ресурсно-инновационному развитию ТЭК», - отметил Текслер.

Представляя новую Энергостратегию, заместитель министра сообщил, что производство, внутреннее потребление и экспорт первичных топливно-энергетических ресурсов находятся близко к прогнозному коридору ЭС-2030, однако текущее развитие ТЭК не обеспечивает полного достижения целевых индикаторов ЭС-2030. Произошла существенная трансформация на мировых энергетических рынках, связанная с ориентацией ряда крупнейших импортеров на энергетическое самообеспечение, внутри страны снизились темпы экономического роста. Как следствие этих и других процессов главным приоритетом становится не количественное наращивание объемов производства ТЭК, а качественное обновление энергетического сектора страны.

Основное изменение прогноза развития мировой экономики и энергетики состоит в том, что в ЭС-2035 по сравнению с ЭС-2030 значительно более полно учитывается трансформация мировых энергетических рынков, снижающая перспективы глобального роста спроса на энергоносители, особенно на рынках традиционного присутствия России. «Европа снижает спрос на российские энергоносители, поэтому мы, естественно, смотрим в сторону Востока», - пояснил генеральный директор ГУ ИЭС Виталий Бушуев. По словам Главного советника руководителя Аналитического центра Леонида Григорьева, «прогнозируется наращивание экспорта из России в страны АТР, сокращение его в страны СНГ и разнонаправленные возможности в Европе. При этом ни резких ценовых скачков на нефть, ни серьезного падения цен в рассматриваемом периоде не предполагается».

ЭС-2030 и ЭС-2035 предусматривают значительное снижение энергоемкости российской экономики, неувеличение доли газа в структуре энергопотребления, рост доли нетопливной энергетики. Но ЭС-2035 отличается от ЭС-2030: внутреннее потребление первичных топливно-энергетических ресурсов растет медленнее, несколько повышается доля газа в энергопотреблении и снижается доля угля. Как сообщил академик РАН, член Президиума РАН Алексей Макаров, «основным топливом в России будет газ – на его долю придется более 50%, потребление электроэнергии тоже увеличится до 50 % и более; добыча и переработка нефти вырастет к 2030 году с дальнейшим ее снижением к 2050 году; доля ВИЭ в энергопотреблении вырастет, но в целом останется низкой – 1-3,5%. Кроме того, в структуре топливообеспечения электростанций доля газа и угля в ЭС-2035 относительно стабильна - в ЭС-2030 предполагалось заметное снижение доли газа и повышение доли угля, но этот прогноз не оправдался».

По мнению председателя Комитета по энергетической политике и энергоэффективности РСПП Вагита Алекперова, «принципом государственной энергетической политики следует определить заинтересованность государства в создании сильных и устойчиво развивающихся национальных энергетических компаний вне зависимости от степени государственного участия в их капитале».

Обсуждая новую Энергостратегию, эксперты обратили внимание на ряд неувязок, отсутствие единообразия в ключевых документах, некоторые другие недостатки, а также отметили, что ЭС-35 должна не только встраиваться в законодательное поле, но и влиять на принятие решений. Разработчики ответили, что Энергетическая стратегия – ключевой документ, определяющий основы государственной энергетической политики. Она будет дорабатываться с учетом этого и последующих обсуждений и должна быть представлена на заседании Правительства РФ 8 мая 2014 года. В дальнейшем с учетом ее положений будут скорректированы все основные программные документы по развитию отраслей ТЭК страны.

Наиболее интересные публикации по итогам мероприятия:

· ИА Финмаркет, «Нефтяники: не хотим кормить бюджет»

· Энергетика и промышленность России, «Энергостратегия - 2035: от ресурсно-сырьевого развития к ресурсно-инновационному»

· ИА REGNUM, «Энергостратегия-2035 предполагает изменения на рынках сбыта и отказ от экспортно-сырьевой модели»

· Expert Online, «С опорой на собственный рынок»

Программа

Список участников