В ЖКХ нужна такая же система раскрытия информации, как в налоговой сфере

14 февраля 2014

Руководитель Дирекции по проблемам ЖКХ Аналитического центра Мария Шилина выступила с докладом на совещании по вопросу реализации ст. 165 ЖК РФ и новых правил формирования фондов капитального ремонта в администрации Брянской области.

В течение последнего десятилетия все субъекты Российской Федерации, а также большинство крупных городов страны либо уже создали, либо создают региональные автоматизированные системы, собирающие и обрабатывающие информацию в сфере ЖКХ. Кроме того, крупные управляющие и ресурсоснабжающие организации, расчетные центры, а иногда и ТСЖ внедрили автоматизированные информационные системы, позволяющие быстро и качественно работать с данными. Однако подавляющее большинство компаний сферы ЖКХ, а также ряд регионов страны работают с использованием индивидуальных IT-решений, созданных региональными разработчиками или штатными сотрудниками (например, система для формирования программы капитального ремонта в Московской области).

Общая проблемная черта для большинства этих систем – изолированность хранящейся и циркулирующей в них информации. Органы власти и организации сферы ЖКХ, исходя из своих локальных потребностей, создают свои базы данных, собирают, обрабатывают и накапливают информацию, используя собственные форматы и IT-решения. Используемые информационные системы во многом носят локальный характер, огромные массивы информации не создают единого информационного пространства, нет универсального представления информации.

В такой ситуации передача информации из одной существующей базы в другую практически всегда требует дополнительной ее подготовки и обработки, осуществляемых, как правило, в ручном режиме.

Вместе с тем в Российской Федерации есть пример успеха систематического сбора данных с более чем нескольких сот тысяч участников рынка – это система раскрытия информации Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

Основными признаками этой системы могут быть названы следующие:

1.  Установленная федеральным законом обязанность для субъектов отчетности сдавать отчеты.
2.  Единые федеральные требования к стандартам и форматам отчетности.
3.  Открытый рынок IT-решений сервисов для субъектов отчетности для формирования отчетов.

Перечисленные условия позволили наряду с административными методами создать целый комплекс рыночных инструментов, способствующих и стимулирующих своевременную сдачу отчетности.

Решение задач повышения информационной открытости и прозрачности жилищно-коммунального хозяйства является одним из условий вовлечения внебюджетных средств для модернизации и развития отрасли.

В настоящее время одним из ключевых нормативных правовых актов, направленных на решение этих задач, является постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1468 «О порядке предоставления органам местного самоуправления информации лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) оказывающими коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах».

В соответствии с указанным постановлением с 1 марта 2013 г. должен был начаться сбор на уровне муниципальных образований электронных паспортов многоквартирных и жилых домов, электронных документов о состоянии объектов коммунальной инфраструктуры.

Поставщиками такой информации будут являться все организации, функционирующие в сфере ЖКХ (управляющие организации, ТСЖ, ЖК ЖСК, ресурсоснабжающие организации).

Для решения задачи начала работ по сбору указанной информации Департамент ТЭК и ЖКХ Брянской области совместно с Дирекцией по проблемам ЖКХ Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации 13 февраля 2014 г. провели установочное совещание с органами местного самоуправления Республики.

По итогам указанного совещания органам местного самоуправления были передан пакет организационно-нормативных материалов для органов местного самоуправления:

1. Проект регламента информационного взаимодействия органа местного самоуправления с лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) оказывающими коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, при предоставлении информации (в соответствии с п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1468).
2. Проекты протоколов установочных совещаний.
3. Типовой календарный план-график работ.
4. Таблицы для формирования перечня возможных поставщиков информации по каждому блоку информации электронного паспорта многоквартирного дома, электронного паспорта жилого дома, электронного документа о состоянии расположенных на территориях муниципальных образований объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры (п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1468).

Кроме того для органов местного самоуправления разработан бесплатный обучающий семинар (может проводиться в очной форме или в форме вебинара).