Эксперты обсудили особенности испытаний автоматизированных систем и программных комплексов в госструктурах

13 февраля 2014

В Аналитическом центре состоялся круглый стол «Испытания прикладных автоматизированных систем и программных комплексов в государственных структурах: организация, проведение, средства обеспечения». В ходе мероприятия эксперты обсудили основные типы и виды испытаний, а также особенности их проведения в государственных структурах.

Итоговое заключение о степени готовности определённой системы к применению по целевому назначению делается на основании результатов испытания прикладных автоматизированных систем и программных комплексов. Руководитель Дирекции по информационным технологиям Аналитического центра Алексей Хромов пояснил, что существуют 2 альтернативных и независимых подхода к таким испытаниям. В одном случае представители организаций предлагают государственному заказчику купить некое средство тестирования, с помощью которого возможно удостовериться в том, что система, принимаемая в эксплуатацию, обладает всеми необходимыми качествами. Второй подход базируется на предложениях компаний о проведении испытаний с помощью собственных авторских методик по принципу аутсорсинга. «То есть пришли, испытали и объяснили заказчику, как сделана система, – пояснил Хромов. – Это даёт заказчику уверенность в том, что в условиях отсутствия времени и ресурсов ожидаемый эффект будет реализован на практике».

Технический специалист по программному обеспечению IBM Rational, IBM Восточная Европа/Азия Дмитрий Лапыгин отметил, что у этих 2 подходов есть общая черта. «Чем раньше мы входим в цикл разработки и начинаем тестировать, тем проще и дешевле нам повысить качество программного продукта и снизить расходы на исправление тех ошибок, которые мы обнаружим, - сказал он. - А чем позже обнаружена ошибка, тем дороже её исправление».

По мнению заместителя руководителя Дирекции по информационным технологиям Аналитического центра Анатолия Карпенко, опыт свидетельствует о необходимости уточнения и системной доработки существующей нормативной базы проведения испытаний АС и ПК в госструктурах. «В основном это происходит из-за неоднозначного понимания документов или отсутствия единого образца», - сказал эксперт. По его мнению, уровень использования средств автоматизированного тестирования испытываемых АС и ПК в госструктурах является недостаточным, а имеющиеся средства его проведения не всегда соответствуют заявленным возможностям.

Участники круглого стола говорили и о других претензиях, предъявляемых к качеству программного обеспечения на разных стадиях жизненного цикла. Так, например, предоставляемый разработчиком функционал не всегда соответствует ожиданиям заказчика, после введения системы в эксплуатацию ключевой функционал зачастую работает некорректно, а после внедрения доработок система требует длительного периода стабилизации.

Программа

Список участников