Рынку такси нужна цифровизация

6 февраля 2018

Рынок такси продолжает активно развиваться и показывает положительную динамику, пишут эксперты Аналитического центра. Согласно проведенному исследованию, с 2015 года объем рынка в денежном выражении рос на 14,2% в год и достиг 575 млрд рублей в 2017 году.

Количество официально занятых в отрасли на 2017 год составляет 584 тысяч человек, при этом в течение года в этой сфере временно работало еще порядка 117 тысяч, что в сумме дает порядка 700 тысяч работников, связанных со сферой такси. Относительно 2015 года число водителей растет на 25% ежегодно – по данному показателю рынок такси опережает многие традиционные сектора малого и среднего бизнеса.

Доля нелегальных такси сокращалась: в денежном выражении на 20% в год (75 млрд рублей в 2017 году, 116 млрд в 2015 году), по количеству вовлеченных водителей – на 13% в год (82 тысячи человек в 2017 году, 118 тысяч в 2015 году), и сейчас составляет не более 15% от общего числа водителей такси. Основными драйверами снижения уровня нелегальных такси, по мнению экспертов, стали изменение структуры потребления (все большее число людей предпочитают осуществлять заказ такси вместо того, чтобы ловить машину на улице) и специальные тарифы агрегаторов такси, устанавливаемые на поездки в/из аэропортов и вокзалов, что вкупе с усилением контроля деятельности нелегальных такси в этих точках способствует снижению их доходности и переходу водителей в легальный сегмент. В том числе легализации содействует расширение общей доли рынка агрегаторов, использующих безналичные системы расчета и ориентированных на работу с легальными таксистами, отмечают аналитики.

Ключевыми игроками рынка на сегодняшний день являются крупные агрегаторы заказов и диспетчерские службы такси: Fasten, Яндекс. Такси, Uber, Maxim, Gett Taxi. Пока суммарно на них  приходится менее трети рынка – 32,8%, но с дальнейшим ростом проникновения мобильного интернета, как в малых, так и в средних городах России, число онлайн-заказов будет только расти, считают эксперты. Поездки на такси становятся более доступными для населения и более привлекательными по отношению к другим видам общественного транспорта, что снижает нагрузку на них. Так, средняя стоимость поездки по Москве с 2014 по 2017 гг. снизилась почти на 35%, время подачи снизилось с 10 до 4-5 минут.

Работа водителем такси является как основной, так и временной занятостью, выступая в качестве «буфера», обеспечивающего доход на время поиска основной работы. Часть населения совмещает основную работу, где заняты по гибкому графику или графику неполной занятости, с работой водителем такси. В целом по стране доля водителей, для которых работа в такси является неосновным видом деятельности, составляет 40%. Аналитики называют сферу такси перспективным источником самозанятости для населения, так как эта работа не требует получения специального образования и обладания особыми навыками (кроме наличия водительских прав) и может обеспечить быстрый легальный заработок. Однако повышение популярности работы в такси привело к появлению на рынке компаний-посредников, занимающихся распределением разрешений на таксомоторную деятельность в розницу и при этом не являющихся таксопарками. Бизнес-модель подобных компаний опирается на сложность получения разрешений и долгие сроки рассмотрения. Драйвером самозанятости в сфере такси может служить упрощение процедур и сроков получения разрешений, а также перераспределение доходов от «посредников» к водителям.

Рынок такси выстраивается вокруг цифровых платформ, которые оказывают на него существенное влияние. При этом важным элементом конкурентоспособной цифровой экономики является адекватное регулирование. В частности, для более чёткого введения цифровых платформ в правовое поле необходимо введение безбумажного учета и цифровых средств контроля. Минтранс России изучает возможность реализации автоматизированного дистанционного медицинского контроля и технического контроля транспортного средства с сохранением результатов в АИС. На данный момент отсутствие электронных журналов и единообразных баз данных для проведения обязательных предсменных, пред- и послерейсовых медицинских осмотров водителей затрудняет реализацию эффективного контроля, формирует потенциальную возможность для коррупционных схем и мошенничества. Заполнение бумажного журнала повышает трудоемкость процесса и ограничивает пропускную способность процедуры, отмечается в исследовании.

Что касается технического осмотра автомобилей такси, то, по данным ГИБДД, более 90% ДТП с участием легковых автомобилей, у которых имелись технические неисправности, приходится на ДТП с участием автомобилей, срок эксплуатации которых превышает 5 лет. В сфере такси статистика является аналогичной, что свидетельствует о необходимости более тщательного технического контроля за состоянием автомобилей старше 5 лет. При этом ресурсы для такого контроля возможно аккумулировать за счет снижения частоты контроля технического состояния автомобилей возрастом до 5 лет, так как доля ДТП с их участием минимальна и составляет менее 10%. В свою очередь, несмотря на рост количества аварий с участием такси (с 1166 в 2015 году до 1604 в 2017 году), наблюдается сокращение количества ДТП относительно общего количества активных разрешений на таксомоторную деятельность (с 0,31% в 2015 году до 0,28% в 2017 году). Стоит отметить, что крупные игроки рынка самостоятельно предпринимают шаги по усилению безопасности поездок своих пассажиров. Так, у Яндекс. Такси, Такси Максим, Wheely существуют программы страхования, которые позволяют обеспечить страхование водителей и пассажиров в случае ДТП без увеличения тарифа на поездки.

Дальнейшее развитие отрасли эксперты связывают с цифровизацией средств контроля и развитием самозанятости.

Исследование рынка такси

Фото из открытых источников