«От поля до стола»: государство и бизнес могут поделить контроль за рисками

2 февраля 2018

В Аналитическом центре состоялась стратегическая сессия, посвященная вопросу выявления и систематизации критически важных рисков для жизни и здоровья человека, возникающих на этапах жизненного цикла пищевой продукции «от поля до стола». Представители бизнеса, государственных ведомств и экспертного сообщества обсудили риски и пути их устранения для производителей сельскохозяйственных товаров, пищевой промышленности и компаний розничной торговли.

Руководитель Проектного офиса по реализации реформы контрольно-надзорной деятельности Михаил Прядильников подчеркнул, что тема рисков касается всех, поэтому важно выслушать предложения бизнеса и экспертов, прежде чем формировать систему управления рисками с чиновниками. «В разных странах эти системы реализованы по-разному. Здесь нет единственно правильного подхода, и именно поэтому нужна дискуссия», - заметил он.

«Главная задача реформы госконтроля – это снижение рисков для жизни и здоровья граждан, - напомнил собравшимся глава Аналитического центра «Форум» Александр Брагин. – Поэтому все решения реформы должны быть нацелены на безопасность граждан, но при этом соблюдать баланс с интересами бизнеса».

Разбившись на группы, участники сессии обсудили риски по всей цепочке прохождения продуктов «от поля до стола». Особенно важно было определить, с какими рисками бизнес может работать самостоятельно, а по каким для обеспечения качества и безопасности пищевой продукции необходимо вмешательство государства.

Участники обсуждения согласились, что для эффективного управления рисками в сфере производства и реализации продуктов питания необходимо создание единой информационной системы, позволяющей отслеживать качество и безопасность продукции на любом этапе.

В международной практике широко применяются единые стандарты менеджмента качества при производстве пищевой продукции, которые позволяют гарантировать соблюдение технологии производства, контроль безопасности и качества сырья и выполнение санитарных норм в процессе производства.

Субъекты рынка, внедрившие передовые стандарты менеджмента качества на производстве, должны освобождаться от государственного контроля при условии проведения независимого аудита эффективности внедренных систем, считают специалисты. При этом открытым остается вопрос недобросовестного поведения некоторых участников процесса, и именно эту проблему предлагается решать с помощью государственного контроля.