Эксперт: Дискуссии об отказе от вузовской инфраструктуры необоснованны и преждевременны

31 января 2018

«Включение профессионального образования в программу выпускных классов школы, введение персональной траектории развития и цифрового профиля компетенций человека, который заложен в программе «Цифровая экономика», являются ключевыми трендами, определяющими перспективы трансформации университетского образования», - заявила эксперт Аналитического центра Инна Каракчиева, выступая на круглом столе «Университет будущего: тренды и перспективы».

Вместе с тем развернутая риторика об ухудшении финансового положения вузов должна все же проходить с учетом демографических и инфраструктурных особенностей вузовской системы нашей страны, считает Каракчиева. Так, сохранение тенденций по снижению численности студентов (демографический спад к 2024 году составит 5%) и реструктуризации сети вузов (сокращение их числа в 1,3 раза) влияют на объем государственных средств, поступающих в систему. Внедрение же цифровых технологий и формирование сетевых вузов ведет к формированию радикально иной модели финансирования высшего образования.

По словам Каракчиевой, разбалансировка между системой оценки деятельности вузов, лицензионно-аккредитационными механизмами и  конкурсными процедурами распределения контрольных цифр приема должна минимизироваться в условиях цифровизации образовательной отрасли. Но для этого необходимы новые институциональные и инфраструктурные условия с ориентиром на выявление и поддержку талантов.

Развиваемая в нашей стране система поддержки одаренных детей и молодежи в школьном и дополнительном образовании должна включаться в систему профессионального образования за счет единства, гибкости и разнообразия условий.

На фоне формирования нового образовательного уклада роль вузовской системы меняется, однако бурные дискуссии об отказе от вузовской инфраструктуры необоснованны и преждевременны, убеждена Каракчиева. Хотя бы потому, что  вузовская образовательная система - это не только знания, компетенции и подготовка кадров, это еще и влияние на социальную изоляцию, активность граждан, исследования и инновации, обеспечивающие развитие высококвалифицированного человеческого капитала.

«Подготовка не просто высококвалифицированного специалиста без принципов, моральных устоев, а формирование гражданской ответственности мыслящего человека за происходящее в стране – такова цель», - резюмировала эксперт.

Фото: из открытых источников

Читайте также:

30.11.2017 - Продолжаются экспертные совещания по совершенствованию методики финансирования вузов

28.11.2017 - Формируется профессиональный стандарт руководителя вуза

27.11.2017 - Наблюдается становление нового образовательного уклада