Продолжаются экспертные совещания по совершенствованию методики финансирования вузов

30 ноября 2017

«Модель финансирования вузов претерпевает существенные изменения», - сказала эксперт Аналитического центра Инна Каракчиева, открывая очередное экспертное совещание, посвященное механизмам совершенствования методики нормирования госзатрат на образование, на этот раз с учетом отраслевых особенностей вузов. По словам Каракчиевой, единство и прозрачность финансовых механизмов определяют не только доступность высшего образования, но и служат гарантом равных возможностей.

С 2010 года началась унификация бюджетного финансирования вузов на основе системы нормативов подушевого финансирования, которое должно было привести к повышению конкуренции между вузами и росту качества образовательных услуг. В 2017 году все вузы страны перешли на единую методику нормирования затрат на оказание государственных услуг в системе высшего образования.

«Вместе с тем учет отраслевой специфики, связанной с трудоемкостью и капиталоемкостью реализации образовательных программ отраслевых вузов, например, сельскохозяйственных и спортивных, находится на стадии рассмотрения», - сказала Каракчиева. Участники экспертного совещания обсудили российский опыт в этой области, позицию отраслевых органов исполнительной власти и лучшие международные практики.

Рассматриваемый вопрос связан не только с самим объемом бюджетного финансирования вузов, но и с совершенствованием механизмов кадрового распределения между отраслями, считает Каракчиева.  При сохранении ситуации, когда получение высшего образования - это все же социальная норма, усиление распределительного механизма через государственные задания (на конкурсной основе с учетом качества оказываемых вузом образовательных услуг) играет важную роль в процессе финансирования вузов.

Однако есть риск того, что система высшего образования, ориентируясь на величину нормативов, не всегда будет отвечать потребностям рынка труда и населения, полагают эксперты. Причина такого расхождения кроется в наличии двух сегментов российского рынка высшего образования: первый – государственный сегмент (государство – заказчик и приобретатель услуг вузов), второй – негосударственный сегмент (население, бизнес - заказчики и приобретатели образовательных услуг). А это еще один из важнейших аспектов по совершенствованию методики нормирования затрат на оказание государственных услуг в системе высшего образования.

Участники экспертного совещания высказали свои позиции по данной тематике и провели конструктивную дискуссию.

Читайте также:

28.11.2017 - Формируется профессиональный стандарт руководителя вуза

27.11.2017 - Наблюдается становление нового образовательного уклада

20.11.2017 - Разрабатывается новая модель среднего профессионального образования

13.11.2017 - Система дополнительного образования детей меняется здесь и сейчас

03.11.2017 - Россия входит в число ведущих стран по индексу развития талантов

02.11.2017 - Качество онлайн-курсов получит свою систему оценки