Эксперты обсудили меры по развитию пригородного пассажирского железнодорожного комплекса

30 ноября 2017

Федеральные ведомства, руководство регионов, ОАО «РЖД» и пригородные пассажирские компании (ППК) ожидают принятия решений законодательной и исполнительной власти, которые дадут новый мощный импульс развитию отрасли. К такому выводу пришли участники круглого стола «Место пригородных пассажирских железнодорожных перевозок в решении проблем агломераций», состоявшегося в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации.

Заместитель руководителя Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Светлана Ганеева, открывая круглый стол, отметила, что решение актуальных проблем пригородного пассажирского железнодорожного комплекса возможно только при консолидированной позиции всех заинтересованных сторон.

Главный документ, регулирующий правоотношения между регионами, «РЖД» и ППК, – законопроект «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в РФ» – переработан и внесен в правительство. Как сообщил советник министра транспорта РФ Юрий Елизарьев, в нем предусмотрен ряд положений, которые закрепляют и детализируют новую систему организации пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, делая ее более надежной, стабильной и эффективной.

Советник руководителя ФАС Павел Шпилевой сообщил, что совместно с РЖД служба занимается решением вопроса о снижении финансовой нагрузки на пригородные пассажирские компании. Действующая тарифная система требует пересмотра, поскольку не обеспечивает баланс интересов между РЖД, ППК и регионами. ФАС предлагает новую методику тарифицирования аренды и обслуживания подвижного состава, которая должна стимулировать снижение издержек и повышение эффективности отрасли. Методикой предусматривается унифицировать тарифы на аренду и техническое обслуживание подвижного состава независимо от региона, а также исключить из тарифов не связанные с пригородными перевозками и накладные расходы моторвагонных депо. Это позволит снизить расходы ППК и сформировать дополнительные доходы для приобретения нового подвижного состава.

Начальник центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД» Алексей Белянкин призвал при подготовке методики взвешенно отнестись к пересмотру раздельного учета, так как снижение нагрузки на ППК не всегда означает, что высвобождаемые деньги  регионы направят на приобретение нового подвижного состава.

Заместитель гендиректора ИПЕМ Владимир Савчук обратил внимание на то, что одним из важнейших инструментов решения проблем пригородного пассажирского комплекса являются долгосрочные договоры ППК с регионами. По  его мнению, «это значительно облегчит привлечение средств, обеспечит гарантированный источник финансирования обязательств, связанных с приобретением подвижного состава,  его   содержанием   и   текущим   ремонтом».

Заместитель директора Департамента государственного регулирования тарифов Минэкономразвития Василий Шипилов полагает, что еще один резерв кроется в пересмотре обязательных требований к электричкам, в частности, сроку эксплуатации. Если срок будет меньше, то подвижной состав будет обновляться чаще и соответствовать требованиям по безопасности и условий проезда.

Эксперты обратили особое внимание на то, что интеграция железнодорожных пассажирских перевозок в городскую инфраструктуру необходима в связи с интенсивным развитием крупных агломераций. По словам Президента Центра экономики инфраструктуры Владимира Косого, руководство Москвы и Департамент транспорта столицы планируют значительно повысить роль железнодорожного транспорта при перевозках внутри города и добиться увеличения объема перевозок электричками в 2 раза. За счет габаритов вагонов вместимость городской железной дороги больше метрополитеновской в 2 раза, а провозная способность – в 1,5. При этом важно, что развитие наземных железнодорожных линий в 12-20 раз дешевле по сравнению с развитием метрополитена.

Эксперт Аналитического центра Алексей Сафронов отметил, что по методике, оценивающей в денежном выражении эффекты, которые дает пригородное железнодорожное сообщение для развития Московского транспортного узла, польза от функционирования пригородных железнодорожных перевозок многократно превышает те субсидии, которые региональные власти тратят на поддержку пригородного сообщения.

Со своей стороны, Руслан Лисневский из Института экономики и транспортной политики ВШЭ подчеркнул, что для городских агломераций ценность железнодорожного транспорта состоит, прежде всего,  в  мультипликационных эффектах.

Программа