Формируется профессиональный стандарт руководителя вуза

28 ноября 2017

В Аналитическом центре состоялось экспертное совещание «Совершенствование организационно-квалификационных механизмов, обеспечивающих деятельность руководителей высших учебных заведений». Внедрение профессиональных стандартов, начатое в России в 2013 году, постепенно из рекомендаций становится обязательной нормой. «Профессиональный стандарт руководителя вуза необходим и должен быть реализован как в государственном, так и негосударственном сегменте, - сказала, открывая мероприятие, эксперт Аналитического центра Инна Каракчиева. – При этом его совершенствование должно быть не революционным, а эволюционным, чтобы плавно перейти в систему грамотного управления».

«В настоящее время во всех высших учебных заведениях действует определенная законом об образовании обобщенная структура на основе единоначалия ректора и коллегиальности (работа Советов), - рассказал главный научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Сергей Беляков. – Анализ государственных учебных заведений показал, что управление производится по линейно-функциональной модели, которая устанавливается самим ректором, и эту модель можно признать самой подходящей для данного сегмента».

О современных вызовах, которые требуют учета при формировании стандарта, подробно рассказала заместитель директора Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Елена Полушкина. Это, в том числе, старение кадров, отсутствие навыков управления нематериальными активами, отсутствие навыков и кадров для поиска инвесторов и т.д. По ее словам, необходимо формирование управленческой команды из ректора и проректора, так как одному человеку сложно справиться с масштабными задачами, а также привлечение профессиональных кадров для комплексной оценки деятельности вуза и возможностей его развития с точки зрения инвестиционной привлекательности. «Как результат необходимы санирование, реоранизация и оптимизация вузов», - констатировала Полушкина.

«Проект профстандарта не вызвал отторжения у персонала вузов, каждый высказал свои пожелания по его совершенствованию», - сообщил директор Центра управленческих компетенций Северо-Западного института управления РАНХиГС Александр Федотов, рассказывая о результатах апробации проекта.

«Оценка деятельности руководителя равноценна оценке деятельности образовательного учреждения», - отметил директор Национального центра профессионально-общественной аккредитации в Йошкар-Оле Владимир Нагоднов. По его словам, из госинструментов оценки – мониторинга эффективности и контрольно-надзорной деятельности - более эффективен мониторинг, так как КНД имеет карательную направленность. Центр использовал метод Мак Кинси, который делит вузы по эффективности на 10 лиг. В соответствии с показателями, используемыми для этого метода, вузы из первых семи лиг в разной степени эффективны, оставшиеся три – также в разной степени неэффективны. Наводнов отметил, что с 2013 года в разное время в первой лиге побывали Сеченовский медицинский институт, медицинский институт Санкт-Петербурга, МИФИ, Горный институт. Трижды побывал и стал единственным в этом году в первой лиге Институт нефти и газа им. Губкина. При этом МГУ вошел в третью лигу. Наводнов также отметил, что за пять лет отстающих стало существенно меньше.

Завершая совещание, Инна Каракчиева пообещала, что по этому вопросу в Аналитическом центре еще будет проходить обсуждения с расширенной аудиторией.

Читайте также:

27.11.2017 - Наблюдается становление нового образовательного уклада

20.11.2017 - Разрабатывается новая модель среднего профессионального образования

13.11.2017 - Система дополнительного образования детей меняется здесь и сейчас

03.11.2017 - Россия входит в число ведущих стран по индексу развития талантов

02.11.2017 - Качество онлайн-курсов получит свою систему оценки