Наблюдается становление нового образовательного уклада

27 ноября 2017

«Действующий механизм стратегического планирования развития образования, сформированный в прежних социально-экономических условиях, не соответствует сегодняшним реалиям, - заявила эксперт Аналитического центра Инна Каракчиева, выступая на парламентских слушаниях Комитета Государственной Думы по образованию и науке «О стратегическом планировании развития образования в Российской Федерации» с докладом «Трансформация целей и задач стратегического планирования развития образования».

По словам Каракчиевой, реформирование системы образования, базирующееся на разгосударствлении и формировании квази-рынка (ставка на конкуренцию за обучающихся и повышение экономической самостоятельности и эффективности) привело к необходимости изменения систем бюджетного финансирования и реструктуризации образовательной инфраструктуры.

«Развиваемый механизм стандартизации (введение государственных, профессиональных стандартов и пр.) определил необходимость развития систем оценки качества образования, - сказала эксперт. - По сути необходимо заявить, что в настоящее время наблюдается становление нового образовательного уклада, включающего не только динамично меняющуюся за счет всплеска «сквозных» технологий и развития креативных индустрий образовательную среду и рост активностей (независимые оценки качества образования, расцвет социально ориентированных некоммерческих организаций, волонтерских движений и пр.), но и новые образовательные циклы и новые виды знания. Это происходит при участии нового поколения детей, которые с раннего возраста имеют неограниченный доступ к цифровым технологиям, взаимодействуют с огромным потоком входящей информации – яркой, разнородной и слабо контролируемой».

По мнению Каракчиевой, в этих условиях нынешний механизм стратегического планирования в образовании базируется на перспективах развития текущей ситуации, что ведет к нарастанию упущенных выгод и формированию «догоняющей» системы управления. Огромное количество разнородных и по содержанию, и по форме стратегических документов в сфере образования не увязаны между собой, сформированы без учета ситуации в регионах, что может привести к формализации как плана их реализации, так и сценарного планирования развития образования. Сами приоритетные проекты сферы образования тоже не имеют пока взаимосвязанных механизмов. Данная тенденция привела к тому, что в большей части планов развития и стратегий за системой образования закрепляется обеспечивающая функция - например, «обеспечение качественными программами», «обеспечение устойчивой глобальной конкурентоспособности» и пр. Закрепление только функции обеспечения потребностей (отраслей экономики, общества и т.д.) ведет к снижению стимулирующей функции, отсутствию формирующей позиции.

Грамотное сочетание и поддержание активностей функций обеспечения и стимулирования образовательной сферы возможно при условии сценарного планирования развития образования для конкретизированной региональной специфики, считает Каракчиева. В целом можно говорить о необходимости трансформации целей и задач в действующей системе планирования развития образования. Для формирования единой платформы стратегического планирования развития образования при многообразии вызовов, меняющихся трендов развития образования целесообразна разработка Стратегии развития образования (в 2014 году Аналитическим центром уже вносилось такое предложение).

Не менее важно и стратегическое планирование ожидаемых инноваций, включающее организационные механизмы для их продвижения. При этом насущной необходимостью при развитии цифровой экономики и креативных индустрий является формирование сетевых региональных инновационных образовательных экосистем.

«Осознавая, что Стратегия развития образования предполагает разные модели сценарного планирования, полагаю, что необходимость планирования перспектив развития будущего становится очевидной», - завершила Каракчиева.

Фото: сайт Госдумы РФ

Читайте также:

20.11.2017 - Разрабатывается новая модель среднего профессионального образования

13.11.2017 - Система дополнительного образования детей меняется здесь и сейчас

03.11.2017 - Россия входит в число ведущих стран по индексу развития талантов

02.11.2017 - Качество онлайн-курсов получит свою систему оценки

Контекст:

Независимая газета - Депутаты задумались о будущем системы образования