Разрабатывается новая модель среднего профессионального образования

20 ноября 2017

«Значимость системы среднего профессионального образования возрастает во всем мире, - сказала эксперт Аналитического центра Инна Каракчиева, выступая на Международной научно-практической конференции «Среднее профессиональное образование: практика и управление». - Это подтверждается не только увеличением численности обучающихся, но и заявленными трендами на технологизацию и цифровизацию окружающего пространства».

По словам эксперта, в связи с этим становится понятной наблюдаемая трансформация целей развития среднего профессионального образования - от вклада в социально-экономическую и культурную модернизацию через обеспечение востребованности каждого обучающегося до создания конкурентоспособной системы подготовки кадров.

Перед формируемой инфраструктурой поставлены конкретные задачи, отметила Каракчиева. К 2020 году должно быть введено 25 млн высокотехнологичных  рабочих мест, в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами. Запущенный в 2016 году приоритетный проект в сфере образования «Рабочие кадры для передовых технологий» будет способствовать достижению поставленных задач.

Вместе с тем реформирование системы идет в условиях истощенности ресурсного потенциала и неустойчивости взаимоотношений между участниками рынка труда, считает эксперт. Развитие профессиональных сообществ, формирующих механизм независимой оценки качества, находясь на этапе развития, чаще всего ориентируется на зарубежные аналоги. При реализации модели, базирующейся на стандартах «Ворлдскиллс», при вводе новых федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования ставится вопрос об их соотнесении и соответствии реальным условиям конкретных регионов.

Каракчиева считает очевидным, что ставка на цифровую экономику определяет задачи новой модели среднего профессионального образования. Это предполагает переход от унифицированной системы подготовки кадров среднего профессионального образования к многомерной системе, от унификации к развитию индивидуальных образовательных систем и сервисов (например, сервисы по самооценке компетенций и пр.).

«Традиционно остаются нерешенными вопросы сетевого взаимодействия и развития механизмов стимулирования по включению предприятий реальных секторов экономики в систему подготовки кадров, - сказала Каракчиева. - Но, пожалуй, самый злободневный вопрос связан с возможностью получения профессионального образования. Так, уже сейчас необходимо обратить внимание, что при сохранении наметившейся тенденции роста численности обучающихся в системе среднего профессионального образования, уже через пять лет действующая инфраструктура не справится с растущим запросом. При этом ужесточение барьеров «входа» в систему высшего образования (повышение проходных баллов) приведет к тому, что около 10% выпускников школ могут не получить профессиональную подготовку. Учитывая, что система среднего профессионального образования несет не только образовательную, но и социально-экономическую функцию, данное направления становится первоочередным».

Говоря о мировом опыте, эксперт сообщила, что реформы системы среднего профессионального образования за рубежом направлены на увеличение времени нахождения молодежи в системе образования («образовательный сейф»). Рост этого временного интервала дает молодым людям возможность избежать скатывания в бедность, обеспечить их минимальными гарантиями государственной поддержки, снизить риск асоциального поведения. Во многих странах система среднего профессионального образования воспринимается как важнейший этап подготовки к последующему шагу — обучению в высшем учебном заведении. Также важнейшим отличительным признаком зарубежной системы среднего профессионального образования является возможность обучения на рабочем месте и в старших классах школы, которые рассматриваются как часть системы профессионального образования.

Фото: из открытых источников

Читайте также:

13.11.2017 - Система дополнительного образования детей меняется здесь и сейчас

03.11.2017 - Россия входит в число ведущих стран по индексу развития талантов

02.11.2017 - Качество онлайн-курсов получит свою систему оценки