Кто построит дорожную инфраструктуру – государство или бизнес?

29 января 2014

В Аналитическом центре накануне состоялось экспертное обсуждение Концепции развития объектов дорожного сервиса. Концепция призвана содействовать переходу стихийно созданных объектов дорожного сервиса в правовое поле, созданию правовой нормативной базы, способствующей привлечению в развитие дорожного сервиса малого и среднего предпринимательства.

Первый заместитель руководителя Аналитического центра Владислав Онищенко, задавая направление работе круглого стола, отметил, что в обсуждении в первую очередь важны вопросы степени присутствия государства в сфере дорожного сервиса.

Руководитель команды разработчиков, начальник управления земельно-имущественных отношений Федерального дорожного агентства Юрий Лахин рассказал, какими силами и в какие сроки готовилась Концепция, и отметил, что существует острая потребность в системных решениях, системном взаимовыгодном в отношении бизнеса и государства подходе. Системный подход был положен в основу разработки Концепции, она должна создать условия для строительства современных объектов дорожного сервиса. В ходе обсуждения представитель бизнеса, собственник транспортной компании-перевозчика Павел Осеев сообщил, что «основная проблема касается земельных отношений, поскольку зачастую земли, необходимые для строительства объектов дорожного сервиса, находятся в долгосрочной аренде с 90-х годов и никак не используются». По мнению эксперта, при отчуждении земель необходима федеральная поддержка, чтобы избежать столкновения интересов местных властей и собственников земель: «Есть компании, готовые инвестировать в объекты дорожного сервиса, особенно в стоянки вокруг городов, не разрешающих въезд большегрузов, но только под гарантии государства и именно с той целью, чтобы не было проблем с собственниками территорий». Однако Юрий Лахин считает, что вопросы отчуждения земель надо обсуждать отдельно, поскольку это никак не входит в полномочия Росавтодора.

Начальник управления недвижимого имущества ГК «Автодор» Галина Шихова выразила мнение, что «Концепция – это стратегия развития, это отправная точка развития единой государственной системы современных объектов дорожного сервиса, а для решения постоянно возникающих проблем необходимо создать СРО владельцев дорожного сервиса».

Председатель Комитета по логистике Торгово-промышленной палаты РФ Олег Дунаев считает, что Концепция не отвечает в полной мере сегодняшней ситуации в экономике, не говоря уж о том кризисе, в  начале которого мы находимся. «Государство обязано разработать и предоставить стандарты дорожного сервиса на дорогах разного уровня – федеральных, региональных, муниципальных. И только тогда надо думать, кто и в какой форме будет управлять этими объектами. Инфраструктура – это вопрос государства, и это должно быть отражено в Концепции», - уверен эксперт. «Инфраструктура – вопрос государства только там, где бизнес не справляется», - не согласился руководитель Дирекции экономики транспорта Аналитического центра Леонид Азимов.

Заместитель генерального директора ассоциации «РАДОР» Анна Цаплина считает, что при строительстве объектов дорожного сервиса «должна осуществляться господдержка из бюджетов разного уровня в удаленных и малонаселенных районах, на остальных объектах финансовое госвмешательство излишне».

По словам советника Дирекции экономики транспорта Аналитического центра Михаила Низова, опыт западных стран показывает, что существуют разные формы дорожного сервиса, однако многофункциональные комплексы, предоставляющие неограниченное количество услуг, всегда имеют заезд с второстепенной дороги, чтобы не создавать помех движению, и именно вокруг них формируется инфраструктура – логистические центры, перехватывающие стоянки и др. Разные виды придорожного сервиса входят в разные зоны ответственности, и это также необходимо учитывать в существующем проекте Концепции.

Президент Российской ассоциации подрядных организаций в дорожном хозяйстве Александр Малов, ссылаясь на многолетний опыт, выразил твердую уверенность, что государство должно полностью взять инфраструктуру на себя и дать возможность бизнесу работать. «Надежды на бизнес и саморегулирование в бизнесе – это утопия. Нужен документ, новый закон, не разделяющий понятия дороги и дорожного сервиса. Дорога – это не проезжая часть, а полный комплекс услуг, и при проектировании дорог необходимо это учитывать», - считает эксперт.

Программа

Список участников