Креативная индустрия в России имеет огромный потенциал для роста

16 октября 2017

Новый выпуск бюллетеня о сфере образования, подготовленный экспертами Аналитического центра, посвящен анализу потенциальных возможностей креативной индустрии для формирования креативного класса в России и влиянию образования на ее развитие.

В эпоху научно-технологических преобразований, массовой цифровизации и повышения роли интеллектуальной собственности креативная индустрия становится одной из важнейших сфер развития экономики и общества, считают эксперты. Она определяет новые виды социально-экономического взаимодействия, способствует успехам государств. Оказывая прямое влияние на все сферы экономической деятельности, включая сферу занятости, креативная индустрия сама находится под влиянием образовательной политики, проводимой в стране.

По мнению аналитиков, двадцатилетний опыт России в данной сфере свидетельствует не только об упущенных выгодах, но и о сохраняющемся огромном потенциале креативной индустрии для экономического роста как страны в целом, так и отдельных городов и регионов. Обеспечивая общий прирост объема производства, отрасли креативной индустрии способствуют повышению уровня занятости населения и снижению социальной напряженности. При этом роль образования становится определяющей для формирования креативного класса в стране, отмечают специалисты. Создавая новые направления экономической деятельности, креативная индустрия формирует условия для диверсификации экономики, предоставляя варианты решений для моногородов, сельских поселений, расширяя включенность предприятий малого и среднего бизнеса.

При этом эксперты уверены, что влияние профессионального образования на креативную индустрию недооценено. Не обеспечивая потребности рынка труда, образовательная система создает условия для оттока молодежи, снижения предпринимательской инициативы, роста научно-технологических потерь и как результат - потерь экономических. Если в настоящее время долю креативной индустрии в ВВП можно оценить в 0,5%, то уже к 2025 году этот показатель может увеличиться в разы.

В то же время наблюдается определенное недоверие к отечественной креативной индустрии, что повышает для нее репутационные и экономические риски, пишут специалисты. Обладая огромным потенциалом, многие инициативы не могут пройти точку «взлета» вследствие отсутствия навыков управления и продвижения проектов, преодоления бюрократических преград и юридической неграмотности.

Подробнее – в бюллетене «Образование и креативная индустрия в зеркале международных и отечественных практик».

С другими выпусками бюллетеней о сфере образования можно ознакомиться в разделе «Публикации».