В социальной сфере преобладают нефинансовые механизмы обеспечения конкуренции

11 октября 2017

В настоящее время на федеральном уровне обозначен курс на расширение присутствия на рынке социальных услуг негосударственных игроков. Основными возможностями и полномочиями по обеспечению конкурентного допуска организаций всех форм собственности к оказанию услуг в социальной сфере обладают органы власти субъектов Российской Федерации. В новом выпуске бюллетеня о развитии конкуренции рассмотрен региональный опыт реализации механизмов обеспечения конкуренции на рынках социальных услуг.

Меры по допуску негосударственных организаций к оказанию услуг в социальной сфере, включенные в региональные «дорожные карты», можно разделить на два типа: нефинансовые и финансовые. В бюллетене проанализирована специфика механизмов применения данных мер на пяти рынках социальной сферы: услуг дошкольного образования, детского отдыха и оздоровления, дополнительного образования детей, а также услуг в сфере культуры и социального обслуживания населения.

Проведя анализ, эксперты пришли к выводу, что нефинансовые механизмы обеспечения конкуренции в социальной сфере преобладают на всех рассмотренных ранках. При этом предоставление субсидий из региональных и муниципальных бюджетов осуществляется на дифференцированных условиях для государственных учреждений и частных организаций. Даже при проведении конкурсов на предоставление финансирования регионы предпочитают не создавать условий для конкуренции организаций социальной сферы разных форм собственности и организуют отдельные процедуры конкурсного отбора для частных организаций, отмечают эксперты.

В сфере дошкольного образования финансовые механизмы допуска негосударственных организаций к конкурентному оказанию услуг реализуются в рамках предоставления субсидий частным дошкольным образовательным учреждениям, компенсации части родительской платы за присмотр и уход за ребенком, а также предоставления финансирования по итогам конкурсов.

В сфере отдыха и оздоровления детей финансовые механизмы допуска негосударственных организаций к конкурентному оказанию услуг реализуются в рамках осуществления закупок услуг в ходе конкурсных процедур, проводимых в соответствии с законом № 44-ФЗ, предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, компенсации части расходов на приобретение путевок и предоставления финансирования по итогам конкурсов.

В сфере дополнительного образования детей финансовые механизмы допуска негосударственных организаций к конкурентному оказанию услуг реализуются в рамках предоставления финансирования по итогам конкурсов и персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (субсидирования спроса).

На рынке услуг в сфере культуры финансовые механизмы допуска негосударственных организаций к конкурентному оказанию услуг реализуются в рамках предоставления финансирования негосударственным организациям и их привлечения к проведению культурно-досуговых мероприятий.

В сфере социального обслуживания населения финансовые механизмы допуска негосударственных организаций к конкурентному оказанию услуг реализуются в рамках предоставления субсидий поставщикам социальных услуг, включенным в соответствующий реестр, не участвующим в выполнении государственного задания, и осуществлении закупок услуг по предоставлению социального обслуживания в рамках конкурсных процедур.

Подробнее – в бюллетене «Конкурентные механизмы в социальной сфере: бюджетное финансирование частных поставщиков социальных услуг в регионах».

С другими выпусками бюллетеней о развитии конкуренции можно ознакомиться в разделе «Публикации».