Регионы меняют качество, дизайн и комфортность образовательной среды

9 октября 2017

Аналитический центр выступил интеллектуальным партнером I Международной выставки «Build School».

Эксперт Аналитического центра Инна Каракчиева модерировала круглый стол «Новое строительство и модернизация существующих детских садов и школ», который стал частью деловой программы выставки. Участники обсудили возможности современной трансформации типовых школ и детских садов старой застройки и создание новой образовательной инфраструктуры.  «К 1 сентября были открыты 76 школ, до конца года планируется открыть еще 94, однако проблема износа школ и детских садов, их несоответствия современным требованиям остается одной из самых актуальных. В этом учебном году в систему образования влились еще 1 миллион учащихся, и их общая численность достигла 15,5 миллионов», - сказала Каракчиева, подчеркнув, что эти цифры как нельзя лучше иллюстрируют масштаб и актуальность проблемы.

В рамках программы «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях» приоритетного проекта образования «Создание современной образовательной среды для школьников» из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации ежегодно выделяется 25 млрд рублей, в последний год запущено 7 пилотных проектов по созданию «Школы нового типа».

Приоритетный проект не только формирует современную образовательную среду для школьников в нашей стране, он создает «импульс изменений», запуская новые направления развития и ориентируя субъекты на комфортность, трансформируемость, многофункциональность и современность образовательной инфраструктуры, отметила Каракчиева. В регионах реализуются новые подходы к формированию современного образовательного пространства, поэтому так важно проводить оценку реализуемых проектов, тиражировать их и находить эффективные механизмы взаимодействия всех заинтересованных сторон.

Наиболее остро, по мнению эксперта, стоит вопрос о создании школы будущего в сельских поселениях, где численность обучающихся может не достигать и 150 человек. Активизация и муниципальных властей, и самого населения возможно путем создания социальных кластеров, и это уже работает, например, в Республике Коми. Есть примеры проектов, реализованных на муниципальном уровне: в Екатеринбурге школы становятся не только экологичными и ресурсосберегающими, но меняется качество, дизайн и комфортность образовательной среды.

Во время круглого стола «Архитектурная среда и образование» эксперты обсуждали широкий круг вопросов – от формирования социального запроса к современной образовательной среды школ и детских садов  до новых тенденций в области образования, находящих свое отражение в архитектуре. «Влияние архитектуры на образование значительно. И неудачно спроектированные здания школ и детских садов негативно влияют на формируемое образовательное пространство, - отметила Инна Каракчиева. - Однако педагогическое сообщество, как правило, редко уделяет существенное внимание архитектуре образовательного пространства, в которой развивается, воспитывается и обучается ребенок». Проблема в том, что архитектор не получает содержательного заказа на проектирование, считает Каракчиева. Вместе с тем, в России накоплен огромный опыт по созданию уникальной архитектуры образовательных учреждений.

Влияние архитектуры на образование значительно. И неудачно спроектированные здания школ и детских садов негативно влияют на формируемое образовательное пространство

Инна Каракчиева, эксперт Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации

Основой для развития новых школ может стать объединение целей и задач образовательной программы и пространства (здания) образовательной организации. «Проект школ и детских садов внутри и снаружи должен быть насыщен деталями, несущими позитивную и познавательную информацию, - уверена Каракчиева. - Использование «умных» поверхностей, реагирующих на действия человека, - еще один тренд в создании современного образовательного пространства школы».

Читайте также:

15.08.2017 - Школьное пространство должно трансформироваться под новые задачи

15.02.2017 - За строительство школ должно отвечать государство