Для развития медицинского туризма нужна стратегия

18 сентября 2017

«Основные барьеры для экспорта медицинских услуг – недостаток оборудования, кадров и привычного сервиса, отсутствие медицинских виз и слабое продвижение», - констатировала начальник Управления по внешнеэкономической политике Аналитического центра Ксения Сухорукова на экспертном совещании, посвященном этой теме. Участники совещания обсудили ситуацию и пришли к выводу, что в России есть условия для развития данного направления, но еще многое предстоит сделать.

«В медицине существует сетевой формат, - сообщил генеральный директор Фонда международного медицинского кластера Михаил Югай. – Есть зарубежные компании, которые готовы прийти на наш рынок и работать. Правда, они не готовы инвестировать, но инвесторами в данном случае выступают крупные российские компании. Сложность в том, что зарубежная клиника работает по совершенно другим ценам».

По словам Югая, в нашей системе здравоохранения, в отличие от западной, не действует конкурентная модель, отсюда и разное отношение к пациенту. «Клинику с советским мышлением очень трудно затащить в рынок», - согласен заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Роман Скорый.

«Несколько зарубежных клиник претендуют на участие в данном кластере, - продолжил тему генеральный директор Агентства медицинского туризма «АМедТур» Виктор Ильюшиц. - Дело в том, что это чистый бизнес, у которого нет цели помочь российскому здравоохранению. Создать данный кластер в Сколково было отличной идеей, но отношение к нему неоднозначное. Это как наш автопром. Чтобы ему помочь, привлекли иностранцев, итог – нашего автопрома почти нет. Для примера, в Турции и Индии тоже создают кластеры, но для развития своего здравоохранения, а не привлечения иностранцев».

Ильюшиц полагает, что хотя во многих странах сейчас идет планомерная работа по привлечению иностранных пациентов, наши медучреждения не выказывают в них заинтересованности. Из-за бюрократических моментов даже внутри страны медицинский туризм обеспечить проблематично.

«На федеральном уровне нет закрепленного понятия «медицинский туризм», и для развития направления в Санкт-Петербурге его приняли законодательно, - сообщил президент Ассоциации медицинского туризма Игорь Платонов. – Следующим шагом должна стать разработка критериев и стандартов для лечебных учреждений и принятие госпрограммы по развитию медицинского туризма. Нужна аккредитация медучреждений по какому-либо стандарту, например ICO».

По мнению директора института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Ларисы Попович, необходимо создание собственной системы сертификации, которая была бы признана на международном уровне. «Необходима стратегия, поскольку конкуренция на этом рынке очень велика, и в первую очередь следует остановить поток выездного медтуризма. Наши соотечественники выше оценивают зарубежные возможности лечения, что говорит об их неинформированности, - сказала Попович. - Важно помогать пациенту сделать правильный выбор, «вести» его еще с момента планирования поездки, улучшать условия проживания и развивать индустрию впечатлений».

«Наша целевая аудитория - страны бывшего СССР, - считает генеральный директор сети клиник «Доктор рядом» Владимир Гурдус. - Нужно выработать рекомендации для тарифной политики российских медучреждений, изучить рынок, искать свою нишу. У российских медучреждений слабая часть - реабилитация, выхаживание. Не подняв эту часть, на рынке будет трудно конкурировать».

По мнению Гурдуса, медицинский туризм может развиваться только на условиях государственно-частного партнерства.  Хорошо использовать возможности телемедицины – пусть не для постановки диагноза, а для первичного знакомства и первых рекомендаций.

Эксперты сошлись во мнении, что экспорт медицинских услуг надо развивать, и раз Россия входит в десятку стран с лучшими природными условиями для реабилитационной помощи, их надо использовать в полной мере.

Список участников

Читайте также:

15.09.2017 - Цифровизация медицины изменит привычный уклад работы отрасли

10.03.2016 - Россияне хотят более активно участвовать в управлении своим здоровьем