Эксперты изучили социальные инвестиции нефтегазовых компаний

7 сентября 2017

В кризисные 2015-2016 годы крупнейшие российские нефтегазовые компании не снизили объем социальных инвестиций, а некоторые из них наоборот, нарастили его, в том числе за счет расширения спектра финансируемых проектов, пишут эксперты в новом выпуске энергетического бюллетеня.

По мнению специалистов, во многом это было обеспечено финансовой стабильностью компаний, рублевые доходы которых росли за счет девальвации рубля, несмотря на снижение мировых цен на нефть. Положительную роль также сыграла невысокая доля таких инвестиций в расходах компаний, а также длительный характер реализации большинства социальных проектов. Нефтегазовые компании инвестируют преимущественно в регионы размещения их производственных активов, а основной объем инвестиций направляется на развитие социальной инфраструктуры, образования и спорта, отмечают авторы доклада. Так, «НОВАТЭК» в 2016 году более половины социальных инвестиций направил на поддержку коренных народов Севера, что связано с расположением основных добычных проектов компании в Ямало-Ненецком АО. У «Башнефти» отмечается высокая доля инвестиций в здравоохранение и культуру, что вызвано взятыми компанией на себя обязательствами по реализации социально ориентированных проектов в Республике Башкортостан.

Также эксперты рассмотрели зеленые инвестиции нефтяных мейджоров. Крупнейшие нефтяные компании мира экспериментируют с инвестициями в зеленые технологии с 1970-х годов, но начиная с 2000-х годов они стали постепенно сворачивать свое присутствие в ВИЭ, направляя ресурсы в основной бизнес. С достижением глобального соглашения по климату и переходом к низким ценам на нефть мейджоры вновь начали проявлять интерес к альтернативным технологиям, считают специалисты.

«Вложения мировых мейджоров энергетики в «зеленые» проекты носят гибридный характер: с одной стороны - это диверсификация деятельности, а с другой - это желание иметь собственное понимание процессов декарбонизации и полноправно участвовать в определении политики своих стран в этом направлении», - пишут аналитики. Некоторые программы мейджоров и других компаний отрасли выглядят как дань современной имиджевой политике: сейчас надо быть «зеленым». Соответственно, европейские компании более активны, чем американские, как в инвестициях в развитие ВИЭ, так и в составлении оптимистических прогнозов о скором наступлении эпохи декарбонизации.

Отдельная тема бюллетеня - энергоснабжение изолированных территорий в России и мире.

Подробнее – в бюллетене «Энергоснабжение изолированных территорий».

С другими энергетическими бюллетенями можно ознакомиться в разделе «Публикации».

Фото: из открытых источников