Недофинансирование – основная проблема в деятельности отраслевых вузов

2 августа 2017

«Оценка госфинансирования отраслевых вузов очень важна, потому что уже сегодня в нем есть расхождения, которые достигают 10-25%», - сказала эксперт Аналитического центра Инна Каракчиева, открывая совещание «Совершенствование механизмов финансирования отраслевых вузов». По ее словам, с 2018 года произойдет еще ряд существенных изменений, в числе которых - распределение количества бюджетных мест по уровням высшего образования и среднего балла ЕГЭ по профилям вузов. Эти изменения также потребуют нормативных затрат.

«Главное – соединить эффективность вузов с объемом их финансирования», - считает Инна Каракчиева.

«Новый этап финансирования вузов начался в 2017 году, когда его расчет был переведен на единую методику, включающую стоимостные группы и корректирующие коэффициенты, в том числе территориальные и отраслевые», - сообщил директор Департамента финансов, организации бюджетного процесса, методологии и экономики образования и науки Минобрнауки России Андрей Зарубин. Главной проблемой чиновник считает недофинансирование нормативов примерно на 27%, в связи с чем требуются дополнительные средства в размере недофинансирования для вливания в систему высшего образования.

Директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России Татьяна Семенова подробно рассказала о системе медицинского образования, и, отметив положительные сдвиги, также акцентировала внимание на серьезном недофинансировании медвузов. «В этой отрасли особенно важно обеспечить государственное образование, и надо искать возможности уже в этом году полностью профинансировать рассчитанный Минобрнауки норматив, - сказала Семенова. – Также очень важно отраслевое финансирование именно образовательных программ, а не вузов».

«В системе сельскохозяственного образования 54 подведомственных вуза с 41 тыс. работников и 380 тыс. студентов, и ряд вузов также в этом году недофинансированы», – сообщил директор Департамента научно-технической политики и образования Минсельхоза России Виталий Волощенко. В этой отрасли также есть своя специфика – нужна коррекция баллов ЕГЭ, поскольку качество образования в сельских и городских школах несопоставимо. Среди предложений также прозвучало, что необходимо разработать единый подход при разработке отраслевых корректирующих коэффициентов.

«Если не будет дофинансирования, выполнение майских указов президента окажется под угрозой, - выразила свое мнение заместитель директора Департамента организации бюджетного процесса Минспорта России Елена Цеханова. Ее коллега Владимир Фураев добавил, что финансирование подготовки спортсменов и тренерского состава требует серьезного учета отраслевой специфики: с одной стороны – недофинансирование, в том числе на создание инфраструктурной базы для тренировок, с другой – недостаток студентов, требующий в том числе корректив по наполняемости групп.

Заместитель директора Департамента науки и образования Минкультуры России Святослав Голубенко также отметил особенности отраслевого образования и несопоставимость его финансирования по разным специальностям. В связи с этим базовые нормативы вызывают вопросы, считает Голубенко.

Проблемы транспортного образования озвучила заместитель директора Административного департамента Минтранса России Ольга Щегловская. Из-за недофинансирования идет отток студентов, в том числе по таким важнейшим направлениям как подготовка летных и инструкторских составов, специалистов для морских и речных судов. На сегодняшний день не осуществляется финансирование на обеспечение курсантов питанием и обмундированием, что является нарушением закона об образовании, акцентировала Щегловская.

На совещании выступили представители других организаций и объединений, которые представили свое видение решения назревших проблем.

Читайте также:

10.07.2017 - Необходимо внедрять современный механизм управления общим образованием

15.03. 2017 - Онлайн-образование ведет к развитию цифрового образования и анализу больших данных