Реформирование контроля и надзора обретает четкие контуры

20 июля 2017

В Аналитическом центре состоялась конференция «Реформа контрольной и надзорной деятельности». Реформа является одним из основных направлений стратегического развития Российской Федерации и приоритетной программой, которая реализуется на принципах проектного управления. Мероприятие открылось расширенным заседанием Проектного комитета.

«Реформа предполагает глубокую модификацию существующих процессов, - заявил руководитель Аналитического центра и руководитель приоритетной программы Константин Носков. - Хотел бы отметить ее организационную сторону: работа построена на принципах проектного управления, на базе Аналитического центра сформирован проектный офис, который обеспечивает координацию между всеми участниками. Аналогичные структуры, которые по сути являются ведомственными проектными офисами, созданы в участвующих в программе органах власти. Генерация идей и принятие решений являются общим делом всех команд, и это принципиально новая парадигма работы госорганов».

С основным докладом выступил Министр Российской Федерации, старшее должностное лицо приоритетной программы Михаил Абызов. Министр рассказал о ходе реформы и анонсировал рассмотрение двух методик, которыми будет измеряться эффективность ее проведения. «Основная наша задача при внедрении этих методик - создать общий фундамент, общую систему координат, чтобы мы могли, реализуя основные задачи реформы, чётко видеть на основании объективного барометра, что мы делаем хорошо, а где мы отклоняемся от курса. Главное, чтобы наши партнёры – предприниматели и бизнес – оценивали это вместе с нами, - сказал он. - Для этого нам нужны параметры, которые позволят понимать общую картину, в том числе как идет реализация программы в каждом конкретном министерстве».

Реформа предполагает глубокую модификацию существующих процессов. Работа построена на принципах проектного управления, и это принципиально новая парадигма работы госорганов

Константин Носков, руководитель Аналитического центра и руководитель приоритетной программы

Михаил Абызов особо отметил новый формат работы с бизнесом – создание общественно-деловых советов, обладающих высоким уровнем компетенций и наделенных таким же уровнем ответственности, которые сегодня выполняют одну из ключевых ролей в реализации реформы. «Среди задач следующего периода – до конца года разработать модель применения риск-ориентированного подхода при проведении внеплановых мероприятий и при приоритизации обязательных требований, включаемых в чек-листы», - подчеркнул Абызов.

Министр сообщил, что Председатель Правительства дал поручение о формировании Комиссии по аттестации руководящего состава контрольно-надзорных ведомств, что является началом внедрения нового формата подготовки и назначения кадров в этой сфере.

Об основном информационном ресурсе - сайте реформы рассказал заместитель руководителя Аналитического центра, руководитель проектного офиса программы Михаил Прядильников. Здесь отражается ход реформы и новости ее реализации. В следующем году функционал сайта будет расширен, также будут разработаны мобильные приложения для предпринимателей и инспекторов.

О методике расчета индекса качества администрирования контрольно-надзорной деятельности,  разработанного Аналитическим центром совместно с НИУ ВШЭ, подробно рассказал заместитель директора Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Сергей Плаксин. Индекс рассчитывается на основании экспертной оценки по 57 показателям, сгруппированным по пяти направлениям - умный контроль, прозрачный и понятный контроль, снижение затрат для бизнеса, снижение затрат для государства, поддержка профессиональных и добросовестных инспекторов. «Цель индекса – помочь контрольно-надзорным органам, - сказал Плаксин. – Он не будет внедряться «наскоком», сначала будет произведен пилотный расчет».

Методику расчета показателя «Снижение уровня административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность» представил начальник Управления институционального развития Аналитического центра, заместитель руководителя проектного офиса программы Тумун Цыдыпов. «Данный инструмент призван оцифровать и измерить данные для достижения целей реформы», - пояснил Цыдыпов. Он будет рассчитываться на основании квотного репрезентативного опроса представителей бизнес-сообщества и поможет составить наиболее полную картину работы 12 контрольно-надзорных органов, участвующих в программе. Пилотная апробация методики будет проведена с 7 августа по 14 сентября, сообщил Цыдыпов.

Основная задача при внедрении методик - создать общий фундамент, общую систему координат, чтобы мы могли, реализуя основные задачи реформы, чётко видеть на основании объективного барометра, что мы делаем хорошо, а где отклоняемся от курса

Михаил Абызов, Министр Российской Федерации

Участники конференции прокомментировали обе презентации и внесли свои предложения по доработке методик. Так, председатель Общественно-делового совета, президент РСПП Александр Шохин отметил, что методика расчета снижения административной нагрузки является результатом в том числе глубинных интервью с представителями бизнеса и проработана достаточно хорошо. «Самое главное – это динамика изменения надзорного давления на бизнес через заложенные в методике объективные параметры», - сказал Шохин и подтвердил готовность проводить экспертные сессии с целью продвижения реформы.

По окончании заседания Проектного комитета состоялись пленарные сессии. Мировым опытом поделился эксперт Всемирного банка Флорентин Бланк, который представил сравнительный анализ системы надзора и контроля в Великобритании, Германии и Франции. Он подчеркнул, что соблюдение норм не гарантирует увеличения дохода, на законопослушность предпринимателя влияют разные факторы, в том числе этические и политические факторы.

Заместитель председателя Госстандарта Республики Беларусь Дмитрий Барташевич рассказал о нововведениях в контрольно-надзорной сфере своей страны, а именно об указе, который «устанавливает единый порядок планирования, назначения и проведения проверок исходя из презумпции добросовестности субъекта, а также разделения субъектов проверки на три группы риска».

Стратегию оптимизации процессов презентовал директор компании SIMOURG Андрей Кузнецов: «Нужно сделать три простых шага, которые ничего не стоят. Первый – взять готовый список системных ошибок. Второй – найти эти ошибки в каждом из ваших ведомств. Третий – устранить проблемы с помощью типовых решений. Так вы получите видимый результат без больших вложений». Главной проблемой, по мнению эксперта, является бюрократизация.

Во второй день проведения конференции состоялись два круглых стола, посвященных разработке и использованию проверочных листов и оптимизации операционных и функциональных процессов в деятельности контрольно-надзорных органов, а также мастер-класс «Оптимизация бизнес-процессов в государственном секторе».

Читайте также:

18.01.2017 - Реформа КНД в ближайшие 1,5-2 года станет сугубо практической задачей