Необходимо внедрять современный механизм управления общим образованием

10 июля 2017

«Действующие механизмы управления в системе общего образования формировались совершенно в других социально-экономических условиях и были направлены на иные задачи и цели. Сегодня эти механизмы - устаревшие, с высоким уровнем «административного износа» - являются тормозом в развитии общего образования, их несоответствие реалиям ведет не только к экономическим издержкам, но и потере управляемости всей системы образования», - заявила эксперт Аналитического центра Инна Каракчиева, выступая на открытом Всероссийском совещании руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за образование.

Безусловно, за последние 5 лет в экономической и социальной сфере, включая образование, произошли и происходят существенные изменения. Однако, несмотря на закрепленные федеральным законом полномочия муниципалитетов, они не в состоянии не только обеспечить качество образования, но и сформировать социально-экономический заказ  к образовательным учреждениям. Отсутствие же системы поддержки управленческих решений на уровне муниципалитетов ведет к искажениям в планировании финансово-хозяйственной деятельности, снижению эффективности расходования средств, росту ресурсоемкости и кадровым потерям.

По словам Каракчиевой, старый механизм управления общим образованием не только сдерживает развитие регионов, но и является причиной нарастания разрыва между муниципалитетами внутри одного субъекта, формируя ситуацию неравенства и неустойчивости пространственного развития.

Встает вопрос об обеспечении важнейшего принципа – социальной защищенности граждан, соблюдения государственных гарантий единства образовательного пространства и качества образования вне зависимости от социально-экономических и территориально-географических факторов. Для этого необходим современный управленческий механизм.

«Но на фоне наблюдающегося роста социальной напряженности и недоверия со стороны не только населения, но и педагогического сообщества к муниципалитетам и к самой системе общего образования важно учесть готовность региональных органов власти взять ответственность за реализацию этого нового механизма, - предупреждает Каракчиева. – Его внедрение сопровождается нигилистическими настроениями, высоким уровень тревожности, и это объяснимо. Поэтому должны быть соблюдены принципы целесообразности, многообразия и вариативности».

Вместе с тем эксперт отметила, что в Российской Федерации есть успешные  проекты в данной области. Примером может служить опыт Москвы, Астраханской и Самарской областей.

Читайте также:

30.01.2017 - Перспективы развития образования связаны с индивидуализацией, открытостью и мобильностью