Необходимо создать центры инновационного развития внутри России

6 июля 2017

Июньский выпуск бюллетеня о cфере российского образования посвящен итогам реформирования системы высшего образования в России и за рубежом. Вузовское образование в России находится в условиях постоянного реформирования, однако реформы тормозятся из-за истощенности кадрового потенциала и неустойчивости взаимоотношений между участниками рынка труда, отмечают эксперты Аналитического центра.

По их мнению, наблюдаемые изменения в вузах  чаще всего являются реакцией на демографические, миграционные и социально-экономические факторы. Тем не  менее, есть и ряд достижений, которые будут определять дальнейшее развитие системы – от введения Федеральных государственных образовательных стандартов до перевода ключевых направлений деятельности на проектную основу.

Несмотря на ряд застарелых проблем, система российских вузов остается конкурентом на международном рынке образовательных услуг. В настоящее время идет формирование механизма выстраивания и развития профессиональных траекторий молодежи, включая инструменты адаптации к рынку труда, отмечают аналитики.

По мнению экспертов, как и в системе среднего профессионального образования, выбор стратегии дальнейшего  развития вузов осложняется слабостью обратной связи, необходимой для повышения  эффективности и доступности образовательных услуг, недостаточностью новаций в системе технологий обучения и содержания образования, отсутствием системы прогнозирования и поддержки принятия управленческих решений для вузовского образования.

Вызовы, стоящие перед современной системой высшего образования, связаны с необходимостью обеспечить ее конкурентоспособность на международной арене и создать центры инновационного развития внутри России, считают специалисты. Поиск ответов на них должен будет учитывать технологические преобразования, активное вхождение цифровых технологий в повседневную жизнь, а также изменение ролей обучающегося и преподавателя. Также, по мнению экспертов, ключевыми факторами успешного развития вузов будут становиться гибкость и вариативность взаимодействия, скорость реагирования на изменения, преодоление естественной инертности.

Подробнее – в бюллетене «Реформа высшего образования: отечественный и зарубежный опыт».

С другими бюллетенями о сфере образования можно ознакомиться в разделе «Публикации».

Контекст:

РБК - Почти 20% преподавателей вузов в России заявили о желании сменить работу

ТАСС - Прогноз: каждый десятый выпускник вуза рискует не найти работу

РИА Новости - Исследование: каждый пятый преподаватель вуза хотел бы сменить место работы