Эксперты предлагают оценивать экономический эффект от деятельности ФАС

3 июля 2017

В ежегодный Доклад ФАС России о состоянии конкуренции в Российской Федерации необходимо включать оценку совокупного эффекта, который привносит деятельность ведомства в российскую экономику, считают эксперты Аналитического центра. Теме оценки эффекта деятельности Федеральной антимонопольной службы посвящен новый выпуск бюллетеня о развитии конкуренции. Аналитики попытались разработать механизм соответствующей оценки и проверить его применимость на практике.

По мнению экспертов, целью работы антимонопольного ведомства является сдерживание и предупреждение ограничений конкуренции, поэтому задача подхода к оценке эффекта его деятельности может заключаться не в анализе возмещения понесенного ущерба, а в попытке оценить, сколько потребитель потерял бы в отсутствии вмешательства антимонопольного органа. Тем не менее, итоговая оценка должна содержать в себе подтвержденный судом ущерб, который нарушитель должен возместить пострадавшей стороне, считают специалисты.

В бюллетене предложенный подход апробируется только для части 1 статьи 10 закона о защите конкуренции (злоупотребление доминирующим положением) и представляет собой нетрудозатратный способ оценки эффекта решений антимонопольного ведомства, опирающийся на оценку потерь потребителей от повышения цен вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

Наиболее эффективно такой расчет может быть осуществлен непосредственно ФАС России, полагают эксперты. Это позволит решить проблему защиты коммерческой тайны, которая может стать препятствием для получения конкретной числовой информации для расчета сторонними организациями. ФАС России может группировать дела по принадлежности к субъекту Российской Федерации, по видам правонарушений и рассчитывать эффект для конкретной группы решений, публикуя результат в агрегированном виде.

Также специалисты считают, что такую оценку необходимо проводить на ежегодной основе. Также актуальна ex-post переоценка эффекта группы решений, принятых в предыдущие отчетные периоды. Такая переоценка позволит, во-первых, более точно (пусть и с запозданием) оценить эффективность работы антимонопольного ведомства, а во-вторых, уточнить методологию оценки ex-ante в части предпосылок по умолчанию для дальнейшей работы.

Подробнее – в бюллетене «Оценка эффекта деятельности ФАС России: методологические подходы».

С другими бюллетенями о развитии конкуренции можно ознакомиться в разделе «Публикации».

Фото: из открытых источников