Проверочные листы прошли апробацию в 9 пилотных госинспекциях труда

29 июня 2017

В Аналитическом центре состоялся семинар-совещание «Практика внедрения Рострудом электронной системы использования проверочных листов». По мнению начальника Управления проектной деятельности в сфере трудовых отношений Роструда Олега Украинского, проверочные листы помогут снизить коррупционную составляющую деятельности инспектора и повысят качество проведения проверок.

Олег Украинский рассказал о принципах разработки проверочных листов. Специалист считает, что данный документ сформирует жесткий алгоритм проверки работодателя и предотвратит субъективный подход при указании нарушений. «Всего Рострудом планируется разработка 200 проверочных листов, из них 100 – по тем вопросам, которые непосредственно влияют на права работников, будут созданы в этом году», - сообщил Украинский.

Проверочные листы прошли апробацию в 9 пилотных государственных инспекциях труда, отметил эксперт. «По результатам апробации выявлено снижение времени проведения проверки, так как работодатель знал, что у него будут проверять и был готов предоставить документы при их наличии», - пояснил Украинский. Также отсутствовали жалобы на действия инспекторов со стороны работодателей и снизилось число ошибок при формировании актов проверок и предписаний.

По словам специалиста, помимо проверочных листов ведомство использует и другие современные подходы к автоматизации деятельности инспектора. «Сейчас происходит автоматическая генерация документов, поступают уведомления о контрольных сроках, ведется отчетность в режиме реального времени и созданы ситуационные центры для руководителей инспекций», - рассказал Украинский.

На данный момент существует 6 основных технологических процессов верхнего уровня и более 30 основных процессов второго уровня, выполняемых в рамках одной функции по осуществлению федерального государственного надзора, отметил эксперт. Среди процессов верхнего уровня: планирование надзорных мероприятий, плановые и внеплановые проверки, рассмотрение в соответствии с законодательством дел об административных правонарушениях, административное расследование и рассмотрение обращений граждан.

Управляющий партнер КонсалтБюро «Ставка» Надежда Агеева рассказала о проблемах систематизации обязательных требований, влияющих на разработку проверочных листов. «У нас много требований связано с техническими процессами, то есть инспектор должен быть в тот момент, когда происходит заявленная деятельность. Это не всегда возможно, поэтому процессные акты нужны не во всех ведомствах», - полагает эксперт. По ее словам, проверять необходимо только документы и то, что инспектор сможет увидеть сам.

Результативный и добросовестный контроль – одна из задач, которую должна решить реформа контроль-надзорной деятельности. Один из подпроектов реформы предполагает внедрение эффективных механизмов кадровой политики в деятельности контрольно-надзорных органов.  

Программа