Внутрибрендовая конкуренция должна приводить к снижению цен

21 июня 2017

«Импульсом для исследования проблематики параллельного импорта стала инициатива ФАС России. Антимонопольное ведомство отслеживает практику ограничения конкуренции, в том числе через лицензионные соглашения на обращение товаров с использованием товарного знака. Позиция ФАС России - внутрибрендовая конкуренция должна приводить к снижению цен для потребителей, - заявила заместитель руководителя Аналитического центра Татьяна Радченко, выступая на Втором Всемирном конгрессе сравнительных экономических исследований «1917 –2017: Революция и эволюция в экономическом развитии».

В то же время есть и другое мнение:  в целях обеспечения привлекательных условий для иностранных инвестиций и локализации производства на территории России должен быть сохранен действующий режим, так как он может обеспечить более быстрый срок окупаемости инвестиций.

В своем докладе «Легализация параллельного импорта: проблемы и перспективы» Радченко отметила, что существуют аргументы и в пользу, так и против легализации параллельного импорта. Среди положительных  Радченко назвала:

•        снижение цены на брендированную продукцию: рост конкуренции между официальными дилерами правообладателя и независимыми (параллельными) импортерами;  

•        стимулы для производства инновационной продукции: конкуренция не по цене, а за счет совершенствования качественных характеристик товаров;

•        снижение цен на потребительские товары может привести к увеличению оборотов сбыта;

•        развитие неценовой конкуренции, в том числе за счет повышения сервисного обслуживания.

Среди отрицательных эффектов эксперт отметила ограничение правообладателей на извлечение монопольной прибыли от средства индивидуализации, возможное перераспределение прибыли между доминирующей компанией и параллельными импортерами, снижение стимулов правообладателей к инвестированию в развитие брендов и в производство брендированной продукции, пересмотр программ развития пришедших иностранных компаний и локализации производств и увеличение теневого сектора, обусловленное возможным ростом доли контрафактной продукции.

Компромиссное предложение российского правительства – отбор товарных категорий для пилотирования эффектов легализации параллельного импорта. Татьяна Радченко подробно рассказала об исследовании Аналитического центра в 2015-2016 годах, задача которого заключалась в том, чтобы предложить эти товарные категории. Проведенный анализ позволил выделить критерии, на основе которых товарными категориями для перехода на международный режим исчерпания прав на товарные знаки могут быть следующие товарные категории: «Одежда, обувь, сумки и головные уборы», «Аксессуары», «Печатная и полиграфическая продукция», «Бумажная продукция», «Текстильные материалы и текстильные изделия», «Оптические инструменты и аппараты» и «Фото- и кинотовары», резюмировала эксперт.

Фото: из открытых источников