Для оценки конкурентоспособности регионов в сфере туризма нужен рейтинг

8 июня 2017

«Существует большое количество региональных инициатив в сфере развития туристических брендов, однако на сегодняшний день ставится вопрос – каким образом более объективно подходить к конкурентоспособности регионов и какие параметры при этом использовать», - сказал заместитель руководителя Аналитического центра Михаил Прядильников, открывая экспертное обсуждение «Методы и оценки конкурентоспособности регионов в сфере туризма».

Начальник Управления международного сотрудничества Аналитического центра Денис Ершов затронул тему глобальных рейтингов. «Нужно посмотреть на систему международных рейтингов, чтобы понять, какова лучшая международная практика и на что обращают внимание международные эксперты, компании, туристы», - считает эксперт. По его мнению, нельзя игнорировать новые тренды Big Data и Open Data. «Чтобы быть заметными, нам нужно заботиться о качестве и доступности информации», - уверен Ершов. Эту мысль поддержала ведущий научный сотрудник Российского государственного университета туризма и сервиса Ольга Вапнярская, заявив о том, что «показатели должны быть объективными, измеряемыми и информативными».

Эксперты обозначали как положительные, так и отрицательные стороны рейтингов. С одной стороны, рейтинговая информация дает понимание места страны на глобальной карте, предоставляет возможности оценить прогресс, стимулирует власть и общество к дискуссии о важных проблемах. С другой стороны, прослеживается недостаточная прозрачность методологий и упрощение сложных вопросов. «Рейтинги сейчас не являются инструментом экономического анализа, это – инструмент манипулирования рынком», - считает президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько. А профессор географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Анна Александрова заявила, что необходимо ставить вопрос не об отдельных рейтингах, а об их системе. «Все рейтинги должны работать на рейтинг страны в целом», - считает она.

Развитие туристической отрасли поддержит поощрение успешных практик в этой сфере. Управляющий партнер STAS MARKETING Андрей Стась представил проект программы по созданию площадки, где ежегодно будут рассматриваться и оцениваться туристические бренды, что задаст определённые профессиональные стандарты, привлечет внимание СМИ, а также обеспечит снижение субъективной оценки развития сферы туризма. Проект систематизирует российские бренды по объективно-статистическому параметру и поможет добиться объективности оценки. Реализация идеи должна привести к исключению субъективного мнения и фокусировке на объективных цифрах, считает эксперт.

Дискуссия будет продолжена. Экспертам предстоит сформировать единое понимание методологии рейтинга, определить приоритеты и разработать программы развития отрасли, способствовать стимулированию межрегионального сотрудничества и формированию туристского имиджа страны.