Нужна ли либерализация тарифов на транспортировку нефепродуктов по трубопроводам?

1 июня 2017

«Цель сегодняшнего мероприятия – оценить, относятся ли в России услуги по транспортировке нефтепродуктов по магистральным нефтепродуктопроводам (МНПП) к естественно-монопольным и нуждаются ли в регулировании тарифов», - сказал эксперт Аналитического центра Александр Курдин, открывая круглый стол «Является ли транспортировка нефтепродуктов по трубопроводу естественной монополией?».

Эксперты обсудили состояние рынка, уровень конкуренции, транспортировку нефтепродуктов по трубопроводам, а также рассмотрели преимущества и недостатки тарифного регулирования и свободного ценообразования. Специалисты считают, что основными компаниями и конкурентами по транспортировке нефтепродуктов на экспорт и на внутренний рынок России с нефтеперерабатывающих заводов являются ПАО «Транснефть» и ПАО «РЖД».

«Анализ объема товарного рынка показал, что доминирующее положение на внутреннем рынке с цифрой 72% на протяжении последних 3-х лет занимает железнодорожный транспорт и порядка 12% - трубопроводный транспорт, - сказал заместитель начальника Управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС России Константин Коньков. -  При оценке состояния конкуренции на внутреннем рынке мы выявили, что тарифы ПАО «Транснефть» являются конкурентными в сравнении со стоимостью транспортировки ПАО «РЖД» и не могут быть сильно повышены». По словам специалиста, ФАС предлагает изменить метод государственного ценового регулирования деятельности ПАО «Транснефть» путем не применения метода ценового регулирования, а организации последующего ценового мониторинга в отношении компании. При этом за ПАО «Транснефть» будет сохранен статус субъекта естественной монополии при транспортировке нефтепродуктов по системе МНПП, уточнил Коньков.

Острая целесообразность либерализации тарифов на транспортировку нефти по трубопроводам отсутствует, считает заместитель генерального директора АНО «Институт проблем естественных монополий» Александр Григорьев. «Либерализовать тарифы можно, но есть ряд рисков, - сказал специалист. – Например, возможен риск параллельного повышения цен ПАО «Транснефть» и операторами вагонов. И здесь важно понять, сможет ли ФАС оперативно отреагировать на подобное событие». По словам Григорьева, либерализация – это всегда реальный риск роста цен для конечных потребителей, но здесь необходим долгосрочный мониторинг ценовой ситуации со стороны ФАС. Также эксперт считает, что нужно обеспечить равные условия как для транспорта разных видов нефтепродуктов, так и для либерализованного и инфраструктурного секторов в самом железнодорожном транспорте.

По результатам обсуждения экспертами Аналитического центра будет подготовлен специальный доклад.

Программа

Список участников