Объем российского транзита через страны Прибалтики сокращается

29 мая 2017

«Кризис 2008-2009 годов остался позади, но сложности мирового экономического развития остаются: темпы роста ВВП Китая замедляются, Россия и Бразилия только начинают выходить из серьезных кризисов, и важнейшим трендом является рост роли стран Азии», - заявил эксперт Аналитического центра Александр Голяшев, выступая на XX международной конференции «TransBaltica 2017».

По словам Голяшева, Россия выходит из кризиса, долларовые объемы ее импорта и экспорта стали расти. Несмотря на падение мировых цен на сырьевые товары и введенные Западом санкции, по итогам 2016 года Россия поставила очередной рекорд по годовому объему добычи нефти.

Прибалтийские страны (Литва, Латвия, Эстония) показывали очень высокие темпы экономического роста в 1995-2007 годах, но мировой кризис затормозил их развитие почти на десятилетие. Ключевую роль в этом сыграла жесткая привязка национальных валют прибалтийских стран к евро при значительной девальвации валют у их важных торговых партнеров – России, Польши и Швеции. По данным МВФ, только экономика Литвы уже преодолела докризисный уровень, а объем ВВП Эстонии выйдет на уровень 2007 года лишь в 2017 году, ВВП Латвии – в 2018 году.

Говоря об экономике прибалтийских государств, эксперт отметил, что доля транспортных услуг в формировании их ВВП существенно превышает средние показатели развитых стран: в Эстонии – 7-8%, Латвии – 9, в Литве к 2016 году она достигла 15% (из-за высоких показателей российского железнодорожного транзита в Калининградскую область).

Общность исторического развития стран Прибалтики и России в составе СССР обусловила тесные экономические, в том числе транспортные, связи между ними. Порты прибалтийских государств связаны с российской инфраструктурой (железные и автомобильные дороги, трубопроводы). Однако в последние 10-15 лет обозначился тренд на сокращение объемов российского транзита через прибалтийские страны.

В заключение Голяшев представил вниманию участников данные Прогноза развития энергетики мира и России до 2040 года, подготовленного в 2016 году Аналитическим центром и ИНЭИ РАН. В том числе, говоря о Прибалтике, он заявил, что тренды общего замедления мировой торговли, удешевления сырьевых товаров (что заставляет экспортеров внимательнее выбирать маршруты транспортировки и поставщиков транспортных услуг) и переориентации российских поставок энергоресурсов с запада на восток накладываются на быстрое развитие собственной портовой инфраструктуры на северо-западе России. Все вместе это означает, что транспортно-логистическим комплексам Литвы, Латвии и Эстонии на протяжении ближайших десятилетий предстоит существовать в условиях высокой конкуренции как с российскими портами, так и между собой.

Фото: из открытых источников

Контекст:

РЖД-партнер - Энергетические грузы уйдут из Латвии 

РЖД-партнер - В Риге завершилась работа XX международной конференции TransBaltica 2017