Конкуренция на российских рынках продолжает снижаться

16 мая 2017

Аналитический центр представил очередной, уже 4-й по счету, доклад о развитии конкуренции в России. Состояние конкурентной среды представлено в нем с точки зрения самих предпринимателей – более 1100 респондентов ответили на вопросы Аналитического центра в январе-феврале текущего года.

По оценкам представителей российского бизнеса, состояние конкуренции на российских рынках является умеренным: 48% участников опроса указали на высокую или очень высокую конкуренцию. Значение данного показателя от года к году продолжает снижаться: в 2016 году 51% респондентов указали на высокую или очень высокую конкуренцию, в 2015 году — 53%. Увеличилась и доля тех, кто ощущает слабую конкуренцию или вовсе ее отсутствие. В 2017 году она составила 25% против 24% в 2016 году и 21% в 2015 году. 36% респондентов считают конкуренцию полезной для развития бизнеса, однако 21% участников опроса не отмечают положительного влияния конкуренции.

Наиболее сильное влияние конкуренции испытывает бизнес в сфере производства стройматериалов, сфере ИТ технологий, пищевой и текстильной промышленности, в секторе транспортного машиностроения, наиболее слабое — в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды. Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность переместилась из разряда низкоконкурентных отраслей в группу отраслей, производители которых отмечают значительное влияние конкуренции на их бизнес.

Значительно увереннее в отношении сбыта своей продукции стала чувствовать себя сфера ИТ технологий. В опросе 2016 года это была одна из наиболее конкурентных сфер, в то время как в 2017 году 51% респондентов отметили, что при увеличении цены продукции на 15% объем продаж снизится менее чем на 15%.

Сокращение числа конкурентов отметили 23% опрошенных представителей бизнеса, что сопоставимо с результатами опроса 2016 года — 24% (против 15% в 2015 году). Сокращение числа конкурентов объясняется главным образом наличием антиконкурентных действий со стороны органов власти (на это указали 40% респондентов). 37% респондентов отметили негативное влияние на число конкурентов изменений нормативно-правовой базы, 34% причиной сокращения количества конкурентов назвали уход российских компаний с рынка.

Ключевыми барьерами для ведения предпринимательской деятельности остаются барьеры доступа к финансовым ресурсам (включая высокую стоимость кредитных ресурсов). На значимость данного барьера указали 53% респондентов (56% в 2016 году). Препятствия ведению бизнеса также создают высокие налоги (на это указало 53% респондентов) и нестабильность российского законодательства в отношении регулирования деятельности предприятий (41%). Около 40% респондентов считают, что органы власти своими действиями только мешают ведению хозяйственной деятельности. Вместе с тем заинтересованность в участии государства высказали представители транспортного машиностроения, пищевой промышленности, сельского хозяйства и производители строительных материалов. 52% респондентов отметили, что их бизнес постоянно или время от времени испытывает антиконкурентное давление со стороны доминирующего участника рынка с рыночной долей не менее 50% (против 45 % годом ранее). Чаще всего антиконкурентное давление со стороны доминирующего участника рынка хотя бы время от времени испытывают представители пищевой промышленности (63 %), что значительно превышает показатель 2016 года (50%), а также сельскохозяйственные компании (60%) и компании топливно-энергетического комплекса (62%).

Российский бизнес планирует расширение своей деятельности: доля тех, кто не планирует выходить на новые рынки в ближайшие 3 года, составила 25% (по сравнению с 27% в 2016 году). Наибольшую активность по расширению своего бизнеса проявляют производители строительных материалов и производители электронного и оптического оборудования: 85% респондентов каждой из этих категорий планируют выход на новые рынки. Представители металлургической отрасли несколько оживились по сравнению с 2016 годом: доля тех, кто не планирует расширение, составила 14% по сравнению с 24% годом ранее.

Ключевыми препятствиями для выхода на новые географические и продуктовые рынки, как и в 2016 году, российский бизнес считает нехватку финансовых средств, высокие начальные издержки для организации бизнеса и насыщенность рынков сбыта.

Среди позитивных тенденций стоит отметить то, что 97% опрошенного бизнеса в течение последних 3 лет использовали как минимум один способ повышения конкурентоспособности своей продукции, 80% — как минимум два способа. Лишь 3% респондентов заявили, что их компания не прибегала к каким-либо методам повышения конкурентоспособности продукции (3% в 2016 году и 5% в 2015 году). Что касается повышения конкурентоспособности продукции, то представители всех видов экономической деятельности работают в этом направлении. Наиболее популярным способом остается сокращение затрат: к нему прибегали 68 % компаний, представленных респондентами. Второе место занимает обучение персонала — применение данного метода отметили 48% компаний.

Наиболее распространенным способом повышения конкурентоспособности продукции, помимо сокращения затрат и обучения персонала, для представителей таких сфер, как ИТ технологии, услуги (в том числе финансовые), торговля, является применение новых способов продвижения продукции. Представители секторов обрабатывающей промышленности, а также сферы строительства и сельского хозяйства достаточно активно приобретали машины и технологическое оборудование.Ключевыми факторами конкурентоспособности производимых товаров, работ и услуг, по мнению представителей российского бизнеса, традиционно остаются низкая цена (41%), доверительные отношения с клиентами (20%) и высокое качество (19%).

Подробнее – в докладе «Оценка состояния конкурентной среды в России».

Контекст:

Коммерсантъ - Бизнес расстается с конкуренцией

Коммерсантъ - Энергетический сектор в России испытывает наибольшее давление монополий

Ведомости - Конкуренция на российских рынках снижается третий год подряд