Задача государства – выявить и развить одаренность каждого человека

25 апреля 2017

Аналитический центр организовал и провел панельную дискуссию «Всеобщая одаренность» в рамках Московского международного салона образования.

«Каждый человек является обладателем целого спектра одаренностей. Распознавание и определение траектории индивидуального развития, учитывающего этот спектр, с раннего возраста позволяет получить множественные эффекты, - заявила модератор дискуссии, эксперт Аналитического центра Инна Каракчиева. - В период четвертой индустриальной революции в России и за рубежом интерес к системе развития способностей и одаренности существенно вырос и впредь будет только увеличиваться».

Экономика знаний поддерживает этот растущий интерес - развивается сеть специализированных школ с углубленным изучением отдельных предметов и система государственной поддержки в виде наград, грантов, конкурсов и пр.

«Причин тому несколько, - рассказала Каракчиева. - Во-первых, современное общество, провозгласившее экономику знаний основой постиндустриального уклада, сосредоточило внимание на достижении в кратчайшие сроки максимального качества человеческого капитала. Это принимается как основное условие мирового экономического развития. Во-вторых, такие сроки можно обеспечить, если развитие учащихся будет гораздо интенсивнее обычного уровня. Именно одаренные задают темп преобразований, обладая необходимыми качествами».

В мире действующие механизмы по развитию одаренности, как правило, направлены на поддержку 1-2 ее видов у школьников. Упускается очень важный период развития ребенка, в который закладываются фундамент его дальнейшего развития - от рождения до школы. Согласно исследованиям нобелевского лауреата Джеймса Хекмана, инвестиции в дошкольное образование дают в разы большую экономическую отдачу, чем в школьное, и в десятки раз большую, чем вузовское.

Однако одаренным нужна помощь для раскрытия потенциала, особенно в раннем возрасте. Их поддержка имеет важнейшее значение. Так, по данным зарубежных исследователей, 26%  одаренных детей учатся в школе отлично, 55% - средне, 19% - неуспевающие. Основные виды деятельности, которые влияют на развитие одаренности, находятся в сфере дополнительного образования, что ставит множество вопросов перед системой образования.

Участники панельной дискуссии «Всеобщая одаренность» выработали резолюцию по совершенствованию системы работы, включающую следующие положения:

1. Совершенствование нормативно-правовой базы.

2. Формирование информационного ресурса по работе с одаренными, основанного на персонифицированной системе индивидуального образовательного профиля обучающегося.

3. Создание образовательной инфраструктурной сети по работе с одаренными;

4. Образование профессионально-экспертного сообщества наставников форсированного образования с системой непрерывного образования и переподготовки педагогического корпуса с использованием Web.

5. Внедрение системы управления (поддержки, консультирования) по работе с одаренными.

Читайте также:

24.08.2016 - Эксперты говорят о важности системной работы с одаренными и талантливыми детьми