Будущее образования – в смене его роли и содержания

24 апреля 2017

Завершился онлайн-опрос, проведенный Аналитическим центром в рамках спецпроекта «Образ будущего в образовании». Его результаты показывают, что в современных условиях требуется пересмотр не только инструментов и содержания, но и роли образования. Посылы, сформированные в 20-м веке, не соответствуют вызовам 21-го века.

Реалии сегодняшнего дня заставляют обратить пристальное внимание на технологии продвижения инноваций в сфере образования. Так, 62% респондентов отмечают, что ценность образования будет только возрастать, и необходима поддержка развития систем индивидуализации. Не менее важно выстроить механизмы взаимодействия формального и неформального образования, признать статус и роль последнего.

Несмотря на в целом позитивную картину, настораживает высокая доля (около 40%) респондентов, считающих, что образование в настоящее время - это скорее предмет роскоши. При этом равный доступ к образованию - эта та норма социального благополучия, которая и определяет разрыв в качестве получаемого образования разными социальными группами.

Большинство опрошенных (более 80%) считают, что изменения в системе образования должны опережать изменения в других сферах. А для этого необходимо признание смены роли образования от обеспечивающей к формирующей.

Справляется ли образовательная система с этими высочайшими запросами общества? Признавая первостепенную роль Минобрнауки России, 47% респондентов считают, что будущее сферы образования должно определять профессионально-педагогическое сообщество. Как отмечают более 50% участников онлайн-опроса, пока его причастность к преобразованиям остается низкой. Низкий уровень развития социально-коммуникационных площадок, доминирование констатирующего принципа работы министерства как с профессионально-педагогическим сообществом, так и с обществом в целом снижает активность их участия в принятии стратегических решений.

Образ будущего образовательной сферы позитивен при условии изменения ее содержания (45% респондентов). Будущее образования - за выстраиванием систем взаимодействия формального и неформального образования (включая системы сетевого взаимодействия) и сменой содержательной парадигмы с учетом цифровизации.

Механизмы реализации будущего в образовании разнообразны и включают широкий спектр: от индивидуальных образовательных траекторий, систем подтверждения и развития необходимых навыков и квалификации до социально-коммуникационных площадок, включая международные. Формирование лидерской позиции России на мировой арене, определяющей будущие изменения в образовании, ставят перед страной амбициозные задачи.

Читайте также:

10.04.2017 - Аналитический центр проводит опрос среди педагогов, родителей и выпускников