Лучшие результаты по внедрению риск-ориентированного подхода показывает МЧС России

19 апреля 2017

«Те ведомства, которые в своей работе внедрили риск-ориентированный подход, уже получили очевидный результат, выражающийся в существенном снижении плановых проверочных мероприятий и переходе на другие методы взаимодействия с поднадзорными субъектами», - сказал министр Российской Федерации Михаил Абызов, открывая экспертный семинар «Определение критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категории риска или классу опасности».

Абызов отметил, что за 2016 год по линии МЧС плановых проверок стало на 36% меньше, а в заявленной программе на 2017 год плановые проверки будут сокращаться со 140 тысяч до 98.

Риски постоянно меняются и возникают в новых областях, поэтому участники реформы не разрабатывают жесткую систему, чтобы принять ее раз и навсегда. «Если мы поймем, что модель определения высоких рисков не работает, то будем ее менять, - уточнил Абызов. – Это так называемая динамическая модель, при которой происходит постоянная замена критериев распределения объектов по категориям риска». По мнению министра, необходимо выстроить следующую схему работы: просмотр статистики, работа с критериями распределения по рискам и категориям объектов, их анализ и изменение при необходимости.

«Риски – это то, что влияет в целом на контроль и надзор, на внутреннюю организацию работы, мотивацию сотрудников, количество проверок и оценку эффективности. Поэтому сейчас мы с вами закладываем фундамент, и маленькая ошибка здесь может привести к тому, что вся последующая работа обрушится», - считает заместитель министра экономического развития России Савва Шипов. Чиновник напомнил про жесткие сроки работы: до 24 апреля ведомства должны были направить документы в Минюст России, а 15 мая необходимо будет внести согласованное решение по разграничению контрольно-надзорных функций и определиться с контрольно-надзорной структурой. В полном объеме с этой задачей справились только в МЧС России, близки к выполнению МВД России и Росздравнадзор. Шипов отметил, что очень важно не пропустить стадию работы с экспертами, которые должны дать свои замечания и согласовать документ.

Одной из основных проблем остается низкое взаимодействие внутри федеральных органов исполнительной власти, считает Шипов. «Внутри ведомства нужно собираться каждую неделю, обсуждать, что сделано и куда двигаться дальше. Сам руководитель должен быть заинтересован в этой работе», - полагает замминистра. Еще одной проблемой Шипов считает низкую юридическую технику подготовки документа: недостаточно просто проработать критерии и их обоснование, нужно еще и юридически качественно все это прописать, уверен он.

Участники дискуссии дали высокую оценку работе Минэкономразвития России, отметив, что министерство не пропускает документы, которые не отвечают базовым требованиям. Представители МЧС России, Росздравнадзора и Ространснадзора рассказали о сложностях, с которыми столкнулись при определении критериев и категорий риска, и дали рекомендации коллегам из пока «отстающих» ведомств.

По мнению руководителя проектов Аналитического центра «Форум» Алексея Сохнева, важно отслеживать количество объектов, попадающих в различные категории рисков. При этом доля таких объектов должна соответствовать целевым показателям, основанным на результатах нескольких ведомств, считает эксперт. «Распределение объектов по категориям рисков должно основываться на статистике ущерба, однако на практике у большинства федеральных органов власти такой статистики нет, - сообщил Сохнев. - В мировой практике распределение по категориям рисков происходит исходя из расчета потенциальной опасности принесения ущерба, в то время как в России часто основываются на истории нарушений».

Мероприятие проводилось в рамках реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», а также во исполнение пункта 10 протокола совещания от 14-15 марта 2017 г. №АМ-П36-24пр.

Программа

Список участников

Читайте также:

18.01.2017 - Реформа КНД в ближайшие 1,5-2 года станет сугубо практической задачей

22.06.2016 - Контрольно-надзорные органы стремятся к открытости