Бюджетирование должно быть ориентировано на результат

11 апреля 2017

Эксперты Аналитического центра Горовая Татьяна и Екатерина Бганцева выступили на семинаре «Анализ эффективности программного бюджетирования и достижения целевых показателей госпрограмм: контроль эффективности бюджетных расходов. Практика внедрения программно-целевых методов. Бюджетирование, ориентированное на результат».

Говоря об оценке эффективности государственных программ, Горовая отметила, что в соответствии с действующими требованиями методика оценки эффективности госпрограмм должна включать ряд показателей - степень реализации мероприятий, соответствие запланированному уровню затрат, учет отраслевых особенностей и т.д. Однако на практике федеральные органы исполнительной власти используют типовую единую методику, которая не учитывает никаких отраслевых особенностей госпрограмм. Единственное, что применяют федеральные органы исполнительной власти, – это весовые коэффициенты значимости отдельных подпрограмм и целевых индикаторов. Например, такие коэффициенты применяются для оценки выполнения майских указов Президента Российской Федерации.

Кроме того, как правило, в методиках эффективности плановый объем ассигнований федерального бюджета отражается в соответствии с показателями сводной бюджетной росписи на 31 декабря отчетного года. В то время как в госпрограмме значения показателей устанавливаются в соответствии с федеральным законом о бюджете и их дальнейшая корректировка с учетом бюджетной росписи не предусматривается. Кроме того, объемы сводной бюджетной росписи на 31 декабря отчетного года практически совпадают с фактическими расходами. В связи с этим предлагаемая оценка не может быть объективной. При анализе достижения показателей используются плановые значения, предусмотренные госпрограммой. При этом программно-целевой метод предполагает увязку результатов деятельности и ее ресурсного обеспечения.

«Также стоит отметить, что успешность реализации госпрограммы не всегда может характеризоваться достижением показателей и наступлением контрольных событий, - сообщила Горовая. – Поэтому целесообразно осуществлять еще и оценку достижения плановых  количественных и качественных результатов госпрограммы и ее подпрограмм».

Екатерина Бганцева отметила, что в действующих методиках  эффективности  госпрограмм используется единый подход к оценке реализации мероприятий вне зависимости от того, какие работы выполняются.  «В целях учета специфики мероприятий, в том числе особенностей их финансирования, предлагается рассмотреть возможность применения дополнительных критериев, характеризующих успешность реализации отдельных типов мероприятий», - сказала Бганцева. Имеются в виду, например, мероприятия, в рамках которых предусматривается предоставление субсидий регионам или юридическим лицам, направленые на социальное обеспечение населения и т.д. Такие критерии могут учитываться как специальные коэффициенты в формуле расчета степени реализации основных мероприятий.

Например, по мнению эксперта, с целью комплексного и многогранного анализа успешности субсидирования организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, целесообразно предусмотреть показатели, характеризующие общие объемы производства,  а также налоговые поступления и сборы. В случае если в рамках мероприятия предусматриваются капитальные вложения (инвестиционные расходы), целесообразно учитывать количественные показатели, характеризующие успешность инвестиционной деятельности, в том числе, где применимо, чистый приведенный доход, фактический период окупаемости, значения индексов доходности и индексов рентабельности, общественные и социальные эффекты (для объектов и проектов социальной направленности) и др.

Фото: из открытых источников