Модель оплаты труда педагогов должна быть усовершенствована

21 марта 2017

«В рамках Всероссийского совещания педагогических работников правительством было дано поручение привлечь широкую общественность для решения проблем образования, - сказала эксперт Аналитического центра Инна Каракчиева, открывая круглый стол «Механизмы совершенствования системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций». – Одной из таких проблем стала заработная плата педагогов, методика исчисления которой требует совершенствования».

Обсуждая возможности улучшения сложившейся ситуации, когда материальное обеспечение педагогов становится хуже, эксперты отметили, что исследование Росстата не отражает положение дел и средняя зарплата фактически ниже показанных Росстатом значений. Также специалисты сошлись во мнении, что стимулирующая модель оплаты труда не оправдала себя и не послужила стимулом к повышению качества преподавания, в первую очередь из-за непрозрачности начислений.

Директор Института развития образования НИУ «Высшая школа экономики» Ирина Абанкина подтвердила, что повышение зарплат педагогам не привело к изменению места системы образования среди других отраслей, и усиления престижа профессии не произошло. Более того, покупательная способность зарплат педагогов в 2016 году оказалась ниже, чем в 2013 году.

«При планировании бюджетных расходов не в полной мере учитываются требования Государственного образовательного стандарта, и это приводит к заметным искажениям в заработной плате», - отметила Абанкина и предложила свое видение критериев для планирования бюджета в расчете на одного учащегося.

Центр экономики непрерывного образования РАНХиГС при Президенте Российской Федерации представил мониторинг ситуации с оплатой труда в образовании, из которого следует, что недовольство учителей зарплатой резко выросло в 2016 году, и многие вынуждены подрабатывать. Качество знаний поступающих в педагогические вузы невысоко, что также является проблемой, и эти две проблемы взаимосвязаны. Самые низкие ставки оплаты труда в школах федерального ведения, чуть выше – регионального и самые высокие – в муниципальных образовательных учреждениях.

«Вопрос зарплаты учителей – это в какой-то степени вопрос экономического развития региона, - считает директор Центра Татьяна Клячко. – Если экономика страны находится в тяжелом положении, она переносит эту тяжесть на всех нас, и пока она не «задышит», вряд ли получится изменить ситуацию. Вопрос только в том, насколько удастся удержать уровень зарплаты на более-менее приемлемом уровне».

Научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский был еще более категоричен: по его мнению, институциональная разбалансировка внутри системы образования достигла критических значений, а системы оплаты как таковой вообще сейчас не существует, поскольку стимулирующая модель «приказала долго жить». «Я поддерживаю окладную систему оплаты труда, позволяющую оплачивать функционал, а не время работы, - сказал Адамский. – Конечно, это инновационный момент, но считаю, что нужно двигаться в этом направлении».

«Мы понимаем, насколько не готовы федеральные органы власти, в том числе ответственные за распределение ресурсов, к кардинальным решениям, - констатировала заместитель председателя Общероссийского профсоюза работников народного образования и науки РФ Татьяна Куприянова. - Стимулирующие выплаты себя не оправдали, штатно-окладная система требует двойного увеличения финансирования и количества учителей. Если же оставлять существующую систему оплаты, нужно существенно увеличивать окладную часть в структуре заработной платы». Вниманию участников круглого стола Куприянова предложила разработанное профсоюзом Примерное положение по формированию системы оплаты труда работников образовательных организаций, направленное на упорядочение ситуации в данной сфере.