Для решения социальных проблем необходимо активнее развивать межсекторное взаимодействие

9 декабря 2013

Эксперт Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Влада Муравьева приняла участие в Гражданском форуме, который прошел 4 декабря в Красноярске при поддержке губернатора и правительства Красноярского края. Ее доклад был посвящен механизмам межсекторного взаимодействия в решении социальных проблем и вовлечении социально ориентированных некоммерческих организаций в эту деятельность за счет средств бюджетной системы Российской Федерации.

Основные задачи государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций заключаются в увеличении объема и повышении качества социальных услуг, оказываемых гражданам (в том числе посредством развития конкуренции за бюджетное финансирование в социальной сфере, независимой оценки качества услуг, внедрения инновационных социальных технологий), а также в увеличении объема мер по профилактике и содействию выходу граждан из трудной жизненной ситуации. Формы вовлечения социально ориентированных некоммерческих организаций в социальную деятельность за счет средств бюджетной системы Российской Федерации могут быть разными. Это и размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, и развитие механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг, работ, товаров на основе целевых потребительских субсидий, и финансирование проектов НКО через конкурс субсидий или прямые субсидии.

Красноярский край показывает значитальные успехи в реализации программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, и его опыт по привлечению в социальную сферу негосударственных поставщиков интересен и полезен для других регионов, идущих по этому же пути. «Простых решений здесь нет, – считает Влада Муравьева. – Но это не значит, что не нужно двигаться в этом направлении, потому что при отсутствии конкуренции среди поставщиков и в условиях недофинансированности социальной сферы качество предоставляемых социальных услуг сегодня зачастую остается невысоким». Ситуация усугубляется тем, что предоставление услуг по ведомственному принципу  не всегда  решает задачу  преодоления гражданами трудной жизненной ситуации, полагает эксперт. Причина кроется в том, что такой формат подразумевает предоставление отдельных услуг, каждая из которых работает на свой промежуточный, а не конечный результат.  В большинстве случаев для преодоления трудной жизненной ситуации необходим комплекс межведомственных мер в сочетании с усилиями власти, общества и самих граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К тому же, самих граждан пора перестать рассматривать как пассивных получателей помощи, полагает Муравьева.

В ее выступлении также было отмечено, что идея профилактики трудной жизненной ситуации на практике сталкивается с турдностями, поскольку зачастую услуги предоставляются по заявительному принципу, то есть после наступления трудной жизненной ситуации. Профилактические возможности существующей модели социальной системы ограничены и без участия некоммерческого сектора труднорешаемы, считает эксперт. В качестве важных задач также были отмечены разделение функций заказчика и поставщика социальных услуг, развитие конкуренции и создание для поставщиков равных возможностей для оказания социальных услуг за счет средств бюджетов, интеграция в систему социального сопровождения благотворителей и волонтеров, создание условий для общественного контроля и др.

«Работа ведется не только на федеральном, но и региональном и даже муниципальном уровнях, - отметила эксперт. – Но впереди еще много задач. Некоторые из них нуждаются в дополнительной экспертной проработке, а есть и такие, которые требуют скорейшего внедрения».