Ведомства приступили к реализации первого этапа реформы КНД

15 марта 2017

Минэкономразвития внимательно следит за реализацией первого этапа реформы КНД – внедрением механизмов обучения и самообучения подконтрольных лиц на базе личных кабинетов. До конца года предстоит определить пилотный вид надзора, сформировать перечень основных требований к нему и разработать личный кабинет для работы субъектов контроля. О первых результатах работы представители ведомств-участников проекта доложили на рабочем совещании, которое прошло 14 марта в стенах Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.

«В течение 2017 года эта работа должна затронуть 15% видов контроля, вошедших в основной перечень», - уточнила директор Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России Надежда Машкова. Самообследование, которое смогут провести субъекты контроля на основании информации от контролирующих ведомств, сократит объем работы надзорных органов, переложив часть ответственности на плечи подконтрольных им юридических лиц. Но провести такое самообследование они смогут, вооружившись точными инструкциями от контролера – например, чек-листами. Предполагалось, что основой для работы станут перечни нормативно-правовых актов, которые должны были разработать ведомства по вверенным им видам контроля. Однако, по словам Машковой,  работа была выполнена недостаточно качественно, и в ряде случаев ее надо начинать с самого начала.

Каждый контролирующий орган может выбрать как минимум один «пилотный» вид надзора и разработать полный и понятный алгоритм работы  по нему. Важно, что выбор остается за ведомством, а значит, пилотным может стать самый «передовой» вид надзора, который больше других готов к структурированию. Сложным этапом практически для всех ведомств станет разработка и внедрение личного кабинета. Но без этого важного звена информатизации процесс реформы остановится и вопрос о том, кому в конечно итоге она облегчит жизнь, останется без ответа.

«Конечно, и в первую очередь, мы рассчитываем на внедрение системы личных кабинетов для массовых поднадзорных субъектов», - отметила представитель Минэкономразвития России.

Представители ведомств рассказали о первых результатах работы. Так, Росздравнадзор выбрал в качестве пилотного надзор за обращениями лекарственных средств, Ростехнадзор – за деятельностью СРО, ФТС – таможенный контроль, МЧС России – государственный пожарный и лицензионный контроль. Ространснадзор продвинулся чуть дальше, не только определив пилотные виды надзора, к которым в ведомстве отнесли транспортную безопасность, но и утвердив программу профилактики по 4 видам транспорта. Полезным для коллег показался опыт Роструда. В ведомстве проработали тему соблюдения трудового законодательства – разместили перечень обязательных требований, составили план-график мероприятий (их пока 4 на 2017 год). Представитель ведомства рассказал, что при помощи предоставленной ими информации более 192 тысяч работодателей прошли самопроверку, и у большинства нарушений не выявлено.  

Больше всего вопросов и у ведомств, и у Минэкономразвития, вызывает вопрос практической реализации личных кабинетов. Присутствовавший на совещании замдиректора Департамента проектов по информатизации Минкомсвязи России Олег Качанов пояснил, что единого шаблона или техзадания в помощь органам власти разрабатывать не планируется, а значит, каждому ведомству предстоит решить эту проблему самостоятельно.  Что касается подконтрольных юридических лиц, то у них есть возможность  завести личные кабинеты на Портале госуслуг после прохождения процедуры регистрации, и на сегодняшний момент там создано уже более 260 тысяч личных кабинетов. Кроме того, на начальном этапе внедрения механизмов обучения и самообучения возможно использовать официальные сайты ведомств.

Однако виды контроля разделяются на приоритетные и остальные, массовые и узконаправленные, предполагающие интерактивное общение с контролером или такие, где это непринципиально. И это надо учитывать при разработке системы, которая будет реализована поэтапно, в течение 2017 и 2018 годов. На первом этапе, в 2017 году, будут созданы сервисы информирования – то есть оповещения субъектов контроля о предстоящих проверках, которые учитываются в общем реестре. Важна и профилактическая функция, подсказывающая пользователю дальнейшие действия. Затем, уже в 2018 году, будут реализованы сервисы декларирования и обжалования предписаний.   

Читайте также:

19.01.2017 - Решению задач реформы контрольно-надзорной деятельности поможет автоматизация