В Сочи обсудили будущее Каспийского транспортно-логистического комплекса

28 февраля 2017

«Развитие транспортной инфраструктуры в Каспийском бассейне отвечает национальным интересам России и обеспечивает реализацию ряда государственных стратегических задач», - сказала заместитель руководителя Аналитического центра Светлана Ганеева, выступая на деловом завтраке, участники которого обсудили потенциал торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества Каспийского транспортно-логистического комплекса. Мероприятие состоялось 28 февраля в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи.

Портовая инфраструктура России на Каспии – это, в первую очередь, глубоководный незамерзающий порт Махачкалы, портовый кластер в Астрахани (лидер по судовой активности) и морской порт Оля. Развитие портов и железнодорожных и автомобильных подходов к ним поддержит инфраструктуру для экспорта зерна, работу нового логистического коридора, связанного в том числе с внутренними водными путями, а также обеспечит социально-экономическое развитие прикаспийских регионов страны и расширит перспективы торгового сотрудничества регионов Северного Кавказа со странами Персидского залива, Восточной Африки и Индией, считают разработчики стратегии.

«Объем перевалки грузов в отечественных портах Каспийского бассейна в настоящее время составляет менее 1% от грузооборота всех российских морских портов», - сказала Светлана Ганеева, уточнив, что за последние несколько лет произошло не только сильное сокращение этого показателя, но и заметное изменение структуры грузопотока. «Если в 2010 году металл составлял 78% грузооборота, то к настоящему времени его доля сократилась до 35%. При этом доля зерна наоборот – выросла с 5 до 38%, увеличившись в абсолютном выражении с 300 тысяч до 1 миллиона тонн».

Ганеева пояснила, что стратегия разрабатывалась в том числе с учетом перспективных изменений во внешнеторговом балансе Ирана по сегментам, пересекающимся с  внешней торговлей России. И даже если в перспективе ближайших 3 лет Иран, нацеленный на развитие собственной металлургии от добычи руды до выплавки стали, сократит объемы импорта металла, экономика будет нуждаться в коксующемся угле в объемах свыше 10 миллионов тонн в год. Поставки, которые сейчас осуществляются из портов Астрахани, могут расшириться, но нужно учитывать конкуренцию со стороны Австралии и Китая, предупредила она.

Перспективными для отправки в Иран эксперт назвала и сельхозтовары – компоненты для комбикормов, зерновые, готовую продукцию питания, а также халяльную продукцию и пищевые масла. Только по зерновым в перспективе до 2030 года Россия планирует увеличить объем экспорта до 48 миллионов тонн – в стратегию включено активное развитие промышленных кластеров, в том числе кластера глубокой переработки зерновых с производством белково-витаминных добавок и кормового глютена.

Развитие новых шельфовых проектов по добыче нефти и логистических схем по ее транспортировке, а также политическая ситуация вокруг Ирана  и действие ограничения по качеству нефти станут ключевыми драйверами изменений ситуации с перевалкой нефти в портах Каспия, объемы которой в настоящее время также сократились. Наполнить грузопоток помогут и  поставки промышленного оборудования в Иран – для энергетики, нефтедобычи  и железных дорог страны. Эксперты признают конкурентоспособность и контейнерных перевозок через Иран в сторону Индии – при неизменной стоимости перевозки отечественный грузоотправитель может сократить время доставки на 3-4 дня и таким образом обеспечить экономию на оборотном капитале в зависимости от стоимости груза от 30 до 140 долларов США.

Кроме того, наличие на территории каспийского региона достопримечательностей, имеющих историко-культурную ценность, а также уникальная природная местность создают предпосылки и для развития пассажирской инфраструктуры и морского круизного туризма.

Стратегия разрабатывается по поручению президента России. В ближайшее время документ будет размещен на сайте Минкавказа России.

Фото: ТАСС

Контекст:

ТАСС - Эксперт: Каспийский хаб выведет производителей на новые рынки при снижении цен перевозок

ТАСС - Минкавказ: Каспийский хаб будет способствовать развитию производственных кластеров