Трансформация образования пока напоминает движение в темноте

27 февраля 2017

«Система образования, находясь в условиях нарастающих изменений, оказывается под давлением общественного мнения, - заявила эксперт Аналитического центра Инна Каракчиева, выступая с докладом на конференции «Образование – ключ к диалогу: технологии, инновации, доступность». При усилении позиции внешних стейкхолдеров (бизнес-структур, некоммерческих организаций, сетевых сообществ и т.п.) в образовательной системе России бюджетные организации пока уступают им как по скорости реагирования на внешние вызовы, так и по эффективности управленческих решений, считает Каракчиева.

По словам эксперта, громоздкость унаследованной образовательной системы видится в однородной образовательной инфраструктуре с преобладанием тотальных механизмов управления. Несмотря на то, что в настоящее время доминирует учетная функция образования, анализ результатов и оценка последствий проходящих  реформ пока не являются основой для системы поддержки принятия управленческих решений. Поскольку в среднем результаты реформирования образования проявляются через 8 - 14 лет, трансформация пока напоминает движение в темноте. С одной стороны, существуют ожидания обществом диалога о происходящих и предстоящих изменениях системы образования. В отсутствие данного диалога и «непричастности» общества к решениям нарастает недоверие, скептицизм в отношении образовательных реформ. С другой стороны, не всегда четко заданные ориентиры, характеристики, отсутствие гибкости, вариативности и многообразия определяют нарастающий разрыв между предпринимаемыми шагами и принятием самих инициатив.

«Безусловно, мир изменился, и эти изменения должны учитываться образовательной системой. У нас учатся дети, зачастую функционально более грамотные, чем их преподаватели (в информационных технологиях, сетевом взаимодействии, иностранных языках и др.), - сказала Каракчиева. - Так формируется запрос на неформальное и информальное образование, появляются новые онлайн-системы, меняющие не только функции образования, но и в целом изменяющие образовательное пространство и взаимоотношения в нем. Важнейшим вопросом для российской системы образования остается выбор позиции. Либо образование вписывается, подстраивается под изменения, и в этом случае превращается в обеспечивающую сферу. Либо само определяет и задает будущие изменения, в этом случае образование превращается в формирующую сферу. Без оценки рисков в одном и в другом случае, учете разнокачественных ресурсов, существующих вызовов невозможно моделирование эффектов реформ системы образования. В этих условиях образовательные тренды связаны с новыми институциональными формами, закреплением нового статуса участников образовательного пространства и, как результат, вариативностью моделей развития образования».

Читайте также:

20.02.2017 - Федеральные государственные образовательные стандарты требуют доработки

30.01.2017 - Перспективы развития образования связаны с индивидуализацией, открытостью и мобильностью