Федеральные государственные образовательные стандарты требуют доработки

20 февраля 2017

«Механизм совершенствования образовательных стандартов должен базироваться на переходе от основной образовательной программы к индивидуальной, от тотального контроля качества образования к экспертной оценке», - сказала эксперт Аналитического центра Инна Каракчиева, выступая на XIV Международной научно-практической конференции «Тенденции развития образования» с докладом «От всеобщего реформирования к вариативным моделям развития образования». Решение поставленной задачи требует консолидации кадровых, инфраструктурных, финансовых ресурсов разных институтов образования и учета социально-экономических условий и особенностей развития территорий.

«Ориентируя систему образования на доступность, качество и единство, механизм стандартизации, и прежде всего Федеральные государственные образовательные стандарты, задают нормы и требования, обязательные для реализации. Эффективность освоения стандартов дошкольного образования и начальной школы напрямую определена уровнем и качеством профессиональных стандартов педагогов. От уровня подготовки педагога зависит не только успешность освоения школьных стандартов учащимися, но и возможность перехода общепринятой установки на «содержание образования» (сумму знаний, умений, навыков) к настройке системы образования на «компетентности».

Однако механизм действия Федеральных государственных образовательных стандартов не отработан, наблюдаются противоречия практически по всем элементам. Требуют доработки не  только организационно-управленческие инструменты, но и финансово-экономические, считает эксперт.

Включаясь в процессы глобализации, определяя открытость как важнейшую черту развития российской системы образования, эксперты связывают обновление образовательной инфраструктуры с многообразием (как по форме, так и содержанию) образовательных программ, образовательных маршрутов, ориентированных под индивидуальные запросы обучающегося, что, в свою очередь, указывает на гибкость и вариативность.

Также, по мнению Каракчиевой, унификация подходов, их широкомасштабное применение без учета специфики социальной сферы региона не только снижают эффективность используемых механизмов реформирования образования, но и создают шлейф нарастающих проблем, включая повышение социальной напряженности, рост затратности и ресурсоемкости проводимых реформ. «Снять ряд барьеров, понизив риски, могут вариативные модели развития образования, выстроенные под конкретные условия и задачи, определенные регионами», - резюмировала эксперт.

Фото: из открытых источников

Читайте также:

30.01.2017 - Перспективы развития образования связаны с индивидуализацией, открытостью и мобильностью  

27.12.2016 - Корпоративное образование имеет большое будущее  

01.12.2016 - Ключевой вызов для системы образования – скорость происходящих изменений

25.11.2016 - Профессиональное сообщество может и должно определять курс развития системы образования

15.11.2016 - Необходим выбор модели взаимоотношений между образованием и рынком труда