Аналитики обновили рейтинг эффективности региональных госзакупок

31 января 2017

Аналитический центр опубликовал результаты рейтинга эффективности региональных госзакупок по итогам первого полугодия 2016 года. В лидерах - Калужская, Липецкая и Ярославская области, причем если Калужская и Ярославская области входили в первую тройку и по итогам 2015 года, то Липецкая область значительно улучшила свои позиции, поднявшись на 2-е место с 17-го. Наихудшие позиции заняли Республики Северная Осетия – Алания, Дагестан, Саха (Якутия) и Чукотский автономный округ. Общий объем закупок, попавший в анализ для формирования рейтинга, составил 1,7 трлн рублей, 2/3 из которых – закупки региональных заказчиков. Расчеты проводились на основе базы данных, актуальной на 30 ноября 2016 года.

«Рейтинг эффективности региональных госзакупок показывает независимую оценку качества и эффективности организации и осуществления закупок государственными заказчиками регионального и муниципального уровней», - напомнила заместитель руководителя Аналитического центра Татьяна Радченко. В качестве основных критериев оценки в нем используются конкурентность, экономность, эффективность планирования, конфликтность и подозрительность закупок, которые, по мнению аналитиков, наиболее точно характеризуют закупочные процессы. «Чтобы обеспечить сопоставимость результатов, мы сохранили методику расчетов, разработанную в прошлом году, хотя по итогам презентации рейтинга за 2015 год в Аналитический центр поступили предложения от ряда субъектов Российской Федерации по ее совершенствованию, - рассказала Радченко. – Эти предложения будут учтены в методике при составлении рейтинга по итогам 2016 года, который обновляется 1 раз в полгода».

Некоторые регионы значительно изменили свои позиции в обновленном рейтинге, причем изменения происходили в обе стороны. Например, Приморский край вырос с 60-го до 22-го места. Такой рывок эксперты объясняют резким снижением числа процедурных нарушений, выявленных ФАС: в подрейтинге конфликтности регион поднялся с 67-го на 5-е место, улучшились показатели и по другим критериям. «Выросли» Смоленская и Ивановская области (на 33 позиции), Севастополь (на 32 позиции) и Ульяновская область (на 31 позицию). Всего более чем на 15 позиций по сравнению с рейтингом по итогам 2015 года поднялись 15 регионов. Наибольшее падение зафиксировано в отношении Томской области – с 13-й на 56-ю позицию, и это изменение в целом обусловлено резким падением в подрейтингах конкурентности (с 26-го на 50-е место) и конфликтности (с 6-го на 51-е место), отмечают аналитики.

Напомним, что расчет рейтинга проводится на основе общедоступной информации, размещенной в свободном доступе на официальном сайте Единой информационной системы в сфере госзакупок в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Эти данные обрабатываются автоматизированной системой «Закупки360». Выборка, на основе которой производится построение рейтинга, включает в себя все закупки, размещенные в анализируемом периоде и произведенные в рублях, по результатам которых были заключены контракты с государственными заказчиками регионального и муниципального уровней. Первый рейтинг, составленный по итогам 2015 года, а также предварительные расчеты, проведенные по итогам 1-го квартала 2016 года, были представлены аналитиками в июле прошлого года.

Сводная таблица основного рейтинга, распределение регионов в 5 подрейтингах, формирующих итоговые показатели, а также детали расчетов – в докладе «Рейтинг эффективности региональных закупок – первое полугодие 2016 года».