Перспективы развития образования связаны с индивидуализацией, открытостью и мобильностью

30 января 2017

«Реформирование образования в России идет в условиях временного разрыва между развитием реформ и появлением их последствий, поскольку в среднем результаты проявляются через 8-14 лет», - сказала эксперт Аналитического центра Инна Каракчиева, выступая на пленарном заседании IX Всероссийских Шамовских педагогических чтений.

В современных условиях изменился политический контекст, ориентирующий управление образованием на эффективность, а самого человека - на персонификацию ответственности за образовательный результат. И на фоне развития рынка в сфере образования, зарождения новых конкурентных механизмов, вхождения в систему  внешних стейкхолдеров (бизнес-структур, некоммерческих организаций, сетевых сообществ и т.п.) наблюдается рост объективных противоречий.

«С одной стороны, общество, как правило, позитивно воспринимает консервативные тенденции в реформировании образования и негативно относится к новациям неизвестным, непонятным, внедряющимся революционным путем. С другой стороны, оно же признает необходимость инноваций в системе образования, - констатировала Инна Каракчиева. - В современном мире глобализация процессов свидетельствует о необходимости интеграционных процессов и одновременно процветает культ индивидуализма».

По мнению эксперта, учитывая «наследственность» организационной структуры системы российского образования - ее неповоротливость, консерватизм и отрыв от науки, принципиальным становится вопрос о выборе модели развития и готовности образовательной системы, общества идти на ряд рисков при реализации выбранной модели. Перспективы развития современного образования напрямую связаны с индивидуализацией, самостоятельностью, открытостью и мобильностью как системы образования, так и человека в этой системе.

Ранее, выступая на Научном совете по сравнительной педагогике Института стратегии развития образования, Каракчиева отметила, что особенности России, ее федеративное устройство, национальная структура, разнообразие социально-экономического развития регионов – это те факторы, которые должны учитываться при обосновании необходимости, выборе и внедрении «иностранного ноу-хау» в систему образования.

«Стоит подчеркнуть, что российской образование – уникально, - сказала эксперт. - Эта уникальность состоит в том, что, имея богатейшую историческую основу и целеполагание на  единство, доступность и качество для всех и каждого, образование в России сохраняет базовую идею служения государству, обществу, человеку. Важность сохранения этой базовой идеи при реформировании российской сферы образования неоспорима».

Читайте также:

27.12.2016 - Корпоративное образование имеет большое будущее  

01.12.2016 - Ключевой вызов для системы образования – скорость происходящих изменений

25.11.2016 - Профессиональное сообщество может и должно определять курс развития системы образования

15.11.2016 - Необходим выбор модели взаимоотношений между образованием и рынком труда