Переход на «Гособлако» повысит эффективность органов власти при оказании госуслуг гражданам

22 ноября 2013

В Аналитическом центре обсудили организационные подходы к построению «Гособлака» – единой инженерной инфраструктуры органов государственной власти, предполагающей объединение информационных систем российских ведомств. Зарубежный опыт использования «облачных» технологий в госсекторе показывает преимущества хранения и обработки информации в удаленном режиме, что позволяет экономить на закупке оборудования и программного обеспечения, а также на человеческих ресурсах.

Представляя на круглом столе концепцию «Гособлака», заместитель директора Департамента государственной политики в области информатизации органов власти Минкомсвязи России Яков Тебеньков сообщил, что проект планируется запустить в массовую эксплуатацию после 2016 года. К 2014 году должны быть разработаны нормативно-правовые акты и начаться формирование списка поставщиков услуг. Начиная с 2015 года, когда будет создано ядро системы, начнётся эксплуатация в «пилотных» органах власти. «Причём на этом этапе создаваемые информационные системы ведомств планируется размещать у поставщиков услуг «Гособлака», а сами поставщики будут распределяться между ведомствами по отраслевому принципу», - добавил представитель Минкомсвязи. После завершения эксплуатации в «пилотных» ведомствах будет организован повсеместный переход на единую инфраструктуру. «В 2017 году проект запустится полностью для всех органов власти», - заявил чиновник.

Представитель Минкомсвязи отметил, что потребность в финансировании проекта на порядок превышает предусмотренные расходы. «Мы хотим оптимизировать ведомственные затраты за счёт внедрения новых технологий», - добавил чиновник. Но выгода от проекта очевидна: согласно расчета, сделанного совместно с Минфином, получение прямых и косвенных эффектов от внедрения «Гособлака» составит 22%.

Среди основных этапов реализации проекта эксперты отметили корректировку нормативной и правовой базы, виртуализацию вычислительных ресурсов, автоматизацию процессов управления инфраструктуры и переход к «облачной» модели предоставления ИКТ-услуг. Особого внимания потребует и обеспечение максимальной информационной безопасности. «В связи с ростом ценности госданных возникают существенные требования к безопасности информации», – считает Яков Тебеньков, и это предполагает высокие требования к поставщикам «облачных» услуг.

Различным ведомствам, отвечающим за реализацию проекта, предстоит решить целый ряд организационных моментов. Если процесс пройдет удачно, то в результате перехода на «Гособлако» повысится эффективность деятельности госорганов при оказании госуслуг гражданам, а ведомственные расходы на их оказание существенно сократятся.