Реформа КНД в ближайшие 1,5-2 года станет сугубо практической задачей

18 января 2017

Реформирование системы государственного контроля стало одним из ключевых направлений работы Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. В течение 2 дней в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации при участии представителей контрольно-надзорных органов, Контрольного и Экспертного управлений Президента Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, научно-экспертных учреждений и общественных организаций проходит семинар «Обмен лучшими практиками по вопросам совершенствования контрольно-надзорной деятельности».

Представители органов власти обсудят вопросы реализации контрольно-надзорной деятельности и поделятся опытом ее осуществления в различных областях. В фокусе внимания экспертов практические вопросы контрольно-надзорной деятельности - внедрение риск-ориентированного подхода, актуализация обязательных требований, информатизация контрольно-надзорной деятельности, работа с кадрами, противодействие коррупции и другие вопросы.

В России проводится до 2 миллионов проверок в год, функционируют более 40 федеральных контрольных ведомств, существует более 200 видов контроля и более 2 миллионов обязательных требований к предпринимателям. Издержки бизнеса, связанные с проведением контрольно-надзорных мероприятий, оцениваются до 5% ВВП. А сама система контроля и надзора признана архаичной и неэффективной. Задачи, которые необходимо выполнить для ее перестройки, включены в приоритетную программу реформы контрольной и надзорной деятельности. Среди них – переход к модели управления рисками и применение риск-ориентированного подхода, пересмотр набора обязательных требований и их публикация в открытом доступе, переход от репрессивного подхода к профилактике нарушений, применение современных информационных технологий, разработка новых КПЭ для контролирующих органов, сокращение коррупционных рисков, перестройка кадровой политики и др. Результат реформы к 2024 году должен стать ощутимым. Рассчитано, что число пострадавших сократится на 15% (это более 170 тысяч спасенных жизней), уровень материального ущерба сократится на 2,5 трлн рублей, административная нагрузка на бизнес снизится в 2  раза, а общая эффективность КНД повысится на 50%. Общие результаты реформы складываются из работы всех ведомств при единой централизованной системе управления. Центром и координатором реформы станет проектный офис, который создается на базе Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.

«Во многом паспорт приоритетной программы и решение президиума строились на тех достижениях, которые есть у контрольно-надзорных органов, - рассказал министр Российской Федерации Михаил Абызов. - Программу мы формировали вместе с контрольно-надзорными органами, исходя из лучших практик и анализируя международный опыт, а затем обсуждали ее с бизнес-сообществом. Все замечания и предложения, которые высказывались, в целом учтены». Абызов назвал программу руководством к действию для каждого контрольно-надзорного органа, подчеркнув, что времени и ресурсов на дальнейшие дискуссии уже нет. «Ориентирую всех на то, что хотя горизонт программы по многим мероприятиям рассчитан до 2021 и 2024 годов, первые практические результаты от их реализации правительство ожидает уже в 2017 и 2018 годах, – сказал Абызов. – Таким образом, ведомства в ближайшие 1,5-2 года ждет практическая работа». Абызов напомнил, что согласно решению Президиума, принятому в октябре прошлого года, программа будет реализовываться в первую очередь в 12 контрольно-надзорных ведомствах, но ее основные параметры и элементы должны быть распространены на всю контрольно-надзорную систему. «В ближайшее время будет принят регламент и определен порядок, по которому соответствующие подпрограммы будут утверждаться в ведомствах, не вошедших в число этих 12, а один раз в квартал будет обсуждаться необходимость включения туда тех или иных ведомств или пересмотр состава».

Ориентирую всех на то, что хотя горизонт программы по многим мероприятиям рассчитан до 2021 и 2024 годов, первые практические результаты от их реализации правительство ожидает уже в 2017 и 2018 годах

Михаил Абызов, министр Российской Федерации

«Ключевая задача в части риск-ориентированного подхода – выработка критериев и разбивка объектов на категории. Это задача очень непростая, результатом должно стать формирование плана проверок на 2018 год с учётом риск-ориентированного подхода. Поэтому призываю всех руководителей, если эта работа по каким-то причинам до сих пор не организована, её начать», — сказал заместитель министра экономического развития Савва Шипов, добавив, что Минэкономразвития готово оказать содействие регионам в налаживании взаимодействия с федеральными регуляторами и распределении поднадзорных объектов по категориям.  

После завершения пленарного заседания в первый день семинара участники разделились на 3 тематические сессии.

Обсуждая внедрение риск-ориентированного подхода, начальник отдела защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля и лицензирования Минэкономразвития России Антон Лебедев назвал исключительно важной задачу более точно сформулировать критерии и индикаторы риска. «Критерии должны быть утверждены правительством, и только тогда субъекты смогут полноценно перейти к управленческим мероприятиям», - считает чиновник. Индикаторы риска уже внесены в ФЗ № 294 с поправками от 1 января 2016 года и становятся самостоятельным поводом для проведения проверок. «Надо учитывать, что индикаторы – это не нарушения, но с высокой долей вероятности свидетельствуют о них, что требует плотного межведомственного взаимодействия», - подчеркнул Лебедев. Также, по его мнению, регулирование невозможно без учета, и реестр подконтрольных хозяйствующих субъектов должен формироваться по критериям и категориям рисков. При этом хозяйствующий субъект может потребовать обоснования, почему он отнесен к той или иной категории.

Надо учитывать, что индикаторы – это не нарушения, но с высокой долей вероятности свидетельствуют о них, что требует плотного межведомственного взаимодействия

Антон Лебедев, начальник отдела защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля и лицензирования Минэкономразвития России

«Основа нашей работы – профилактика и предупреждение, и только потом – взыскания», – сообщил начальник отдела Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России Ринат Еникеев. В системе МЧС существуют 8 видов надзора, но 92% всех надзорных мероприятий относятся к государственному федеральному пожарному надзору. По словам чиновника, проверки объектов 1-й и 2-й категории опасности будут проводиться раз в 3-4 года, 3-й и 4-й категории – раз в 7-10 лет, а объекты 5-й категории риска (в основном субъекты малого и среднего бизнеса) постепенно выводятся из сферы надзора и будут проверяться по разовым показаниям.

Основа нашей работы – профилактика и предупреждение, и только потом – взыскания

Ринат Еникеев, начальник отдела Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России

«Ростехнадзор уже 3 года работает в парадигме риск-ориентированного подхода, - заявил заместитель руководителя Ростехнадзора Александр Рыбас, – и результаты нашей контрольной и разрешительной деятельности можно назвать значительными и существенными». По его словам, количество плановых проверок сократилось за это время на 70%, была произведена перерегистрация по классам опасности. По новым критериям, опасных объектов стало на треть меньше. «Переход от статической к динамической модели позволит еще больше снизить количество проверок», - уверен Рыбас.

Очень важную тему взаимодействия с субъектами надзора поднял заместитель руководителя ФНС России Даниил Егоров. «Налоговая система двигалась в направлении от риск-индикаторов к системе мониторинга, которая исключает налоговые проверки – и камеральные, и выездные – для тех крупных компаний-налогоплательщиков, которые работают по высоким стандартам и в состоянии проводить проверку самостоятельно», - отметил он. Конечно, это пока возможно для небольшого количества организаций, однако это путь для развития: «чем больше процедур стандартизировано, тем проще ФНС заниматься более значимыми моментами».

По словам заместителя директора Росфинмониторинга Галины Бобрышевой, основу риск-ориентированной системы надзора в сфере «антиотмывочной деятельности» составляют международные стандарты, которые и задают глобальные критерии оценки эффективности, и Россию в 2019 году ждет международный аудит в этой сфере. Бобрышева также считает очень важным вопрос формирования партнерства с поднадзорными субъектами.

Консультант Всемирного банка Ристич Гордана предложил формулировать КПЭ для контрольно-надзорных органов, исходя из лучших практик. Он сообщил, что группа Всемирного банка работает в этой сфере в 30 странах мира, и рассказал об общих и индивидуальных проблемах и способах их решения в разных странах, в том числе на постсоветском пространстве.

Семинар проводится Аналитическим центром совместно с Минэкономразвития России и Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации в рамках исполнения пункта 8 раздела III плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. № 559-р.

Презентации участников

Программа

Список участников