России предстоит сделать выбор между моделями системы образования

9 января 2017

Процесс реформирования школьного образования в России трансформируется под влиянием ряда факторов. Если количество заявленных в 2008 году основных направлений его развития за 8 лет не изменилось, то тематика направлений оказалась существенно иной, пишут эксперты Аналитического центра в очередном бюллетене о сфере образования «Реформа школьной системы образования (отечественный и зарубежный опыт)». Текущий выпуск бюллетеня посвящен оценке итогов реформ школьной системы образования в России и за рубежом.

По словам экспертов, выбор стратегии дальнейшего развития российской школы осложняется несколькими факторами. С одной стороны, фактически отсутствует общественный диалог об изменениях системы школьного образования, с другой — существует заметный разрыв между инновационным потенциалом школьного образования и не всегда четко заданными характеристиками, определяющими развитие современных технологий и рынка труда.

Важнейшими вызовами, стоящими перед современной системой школьного образования, являются «ресурсное сжатие», возрастающие региональные разрывы,  инфраструктурные сдвиги (включающие износ инфраструктуры и развитие негосударственного сектора и др.), а также проблемы стандартизации образования, обновления педагогических кадров, выявления и поддержки талантливых детей.

Однако на этом проблемном поле существуют бесспорные достижения, среди которых - закон об образовании (один из самых современных федеральных государственных образовательных стандартов) и уникальная система подготовки педагогических кадров для детских садов и начальной школы.

Так или иначе, предстоит сделать стратегический выбор между моделями системы образования, каждая из которых сопряжена со своими рисками, констатируют эксперты. При стимулирующей модели системы образования делается ставка на инновационное образование, развивающее общество, страну, экономику. Однако такое формирование школьной инфраструктуры происходит на фоне возрастания рисков социальной напряженности из-за «шоковых» мер, роста затрат и неопределенности. При выборе догоняющей модели развития ставка делается на преобразование существующей школьной инфраструктуры, подразумевающее общие решения для всех школ страны, которые по этой причине могут стать низкоэффективными.

Пока школьная система образования в России находится скорее в рамках догоняющей модели. Поэтому особый интерес представляют создаваемые в развитых странах системы инновационного развития школы, под которыми понимается прежде всего национальная и региональная поддержка школьных инноваций, основанная на совместной работе всех заинтересованных сторон. Один из таких трендов - исследовательская деятельность школьников, так называемое STEM-образование, которое также получило развитие в целом ряде стран.

Подробнее – в бюллетене «Реформа школьной системы образования (отечественный и зарубежный опыт)».

С другими бюллетенями о сфере образования можно ознакомиться в разделе «Публикации».

Читайте также:

09.12.2016 - Обществу нужен диалог о предполагаемых изменениях системы школьного образования

01.12.2016 - Ключевой вызов для системы образования – скорость происходящих изменений

25.11.2016 - Профессиональное сообщество может и должно определять курс развития системы образования

15.11.2016 - Необходим выбор модели взаимоотношений между образованием и рынком труда